Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов, Д. Е. Жалнин, Д. В. Коржов ; редкол.: А. В. Масько и др.]. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2020. - 142, [1] с. : ил., цв. ил., карты, портр.
< Буровые работы на берегу полуострова Рыбачий морской державы, сталкивались с песси мизмом, порожденным неудачными по пытками освоения края. В годы войны по явилось искушение решать временные за дачи «любыми средствами», что при обре менительных для бюджета расходах не га рантировало эффективности трат. Пред ставители различных ведомств отстаива ли многочисленные варианты от Печенги до Териберки, мотивируя свой выбор раз ными условиями: обороны, развития про мыслов, развития инфраструктуры и т. п. Арбитром в споре должно было стать мне ние специалиста-портостроителя, осно ванное на тщательных изыскательских работах. Междуведомственным совещанием, сформированным для обсуждения пла на подготовительных действий по выбору места для сооружения постоянного ком мерческого порта и составлению проек та такого порта, были выработаны основ ные требования. К началу полевого сезо на 1916 года план проведения работ был ограничен тремя районами, признанны ми Отделом торговых портов единствен ными возможными для создания большо го порта на всем Мурманском побережье: перешейками полуостровов Средний и Рыбачий, Кильдинским проливом и вос точным берегом Кольского залива. Значение и срочность, а также зна чительный объем работ (кроме главной задачи предстояло завершить проекти рование рыбацких портов-убежищ) обус ловили реорганизацию изыскательских структур. В 1916 году «для продолже ния изысканий и скорейшего разреше ния, в связи с успехом сооружения Мур манской железной дороги, вопроса о вы боре места для большого глубоководного торгового порта» было учреждено особое Управление Мурманских портовых изы сканий, начальником которого и был на значен В. Е. Ляхницкий. Контора управ ления располагалась в Петрограде, но в период летних полевых работ переносила свою базу в Кольский залив. На главно го инженера портов Беломорского района П. Г Минейко были возложены инспек торские обязанности. Обработкой матери алов изысканий и проектными работами linn 3 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz