Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов, Д. Е. Жалнин, Д. В. Коржов ; редкол.: А. В. Масько и др.]. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2020. - 142, [1] с. : ил., цв. ил., карты, портр.

Illlll Экспедиция Управления Мурманских портовых изысканий перед отправлением из Архангельска на яхте «Любовь», 1916 г. судов прямо на лед. Устройство складов на острове позволило бы создать времен­ ный аванпорт, что без лишних затрат не­ сколько продлило бы грузовые операции в Архангельске. Впрочем, работа партии Ляхниц­ кого не была безрезультатной. Материа­ лы изысканий содержали расчеты и ре­ комендации, послужившие основанием для улучшения подхода к Архангельско­ му порту, а впоследствии и его модерни­ зации. Наконец, в начале XXI века ар­ хангельские портовики вернулись к идее строительства аванпорта в Сухом море. Но главным итогом стал сделанный Валерианом Евгеньевичем вывод, опреде­ ливший последующее направление пор­ тового строительства и развитие морских транспортных путей на Русском Севере. Перспектива организации круглогодич­ ной навигации была связана с начавшим­ ся в 1915 году строительством железно­ дорожного пути к северному побережью Кольского полуострова. Таким образом, в качестве аванпорта Архангельска могли использоваться причалы, построенные в удобном для этого месте незамерзающих вод Мурмана. Еще не была завершена обработка материалов изысканий в Белом море, а Ляхницкий приступил к подготовке экс­ педиции на Мурман. На отдых времени не оставалось - приближалось короткое северное лето. Начало специальных портовых изы­ скательских работ на Мурманском побе­ режье было положено в 1912 году, когда в Архангельске под председательством гу­ бернатора С. Д. Бибикова состоялось со­ вещание представителей заинтересован­ ных министерств (морского, внутренних дел, торговли и промышленности), про- ...... 3 2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz