Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов, Д. Е. Жалнин, Д. В. Коржов ; редкол.: А. В. Масько и др.]. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2020. - 142, [1] с. : ил., цв. ил., карты, портр.

< Валериан Валерианович Шипчинский части отчета изысканий, произведенных в 1915-1916 годах для составления про­ екта аванпорта у города Архангельска. Впоследствии наблюдатели станции при­ командировывались и к изыскательским партиям, работавшим на Мурмане, входя в состав их гидрометрических групп. Обширные разнообразные сведения, собранные изыскательской партией, по­ служили основанием для проработки не­ скольких вариантов строительства аван­ порта в Двинской губе, которые вошли в отчет, опубликованный уже в 1916 году в 49-м выпуске Трудов Отдела торговых портов. Однако выводы, сделанные на осно­ вании изысканий, не обнадеживали. До­ бросовестность проектировщика прояви­ лась не только в скрупулезном выполне­ нии программы работ. Составив эскизный проект аванпорта в Белом море, Ляхниц­ кий поставил под сомнение целесообраз­ ность его постройки. Значительный объем работ и короткий в условиях Севера стро­ ительный сезон потребовали бы трехлет­ него срока реализации проекта. Условия войны, ограниченных ресурсов и времени не позволяли провести масштабную ре­ конструкцию порта. Но и реализация подобного проек­ та, предполагавшая слишком большие за­ траты, не устранила бы главного препят­ ствия - сезонности работы порта. Незна­ чительное удлинение периода навигации в Белом море ограничивается временем, когда ледовая обстановка в Горле - про­ ливе между материком и восточным бере­ гом Кольского полуострова - не позволя­ ет проходить торговым судам до Архан­ гельского порта иначе как в сопровожде­ нии ледоколов. В мирное время такое со­ провождение делало работу порта нерен­ табельной, и надобность в подобном стро­ ительстве отпадала сама собой. Возмож­ ность продления работы порта в зимний период за счет устройства нового широко­ го и глубокого судового хода через дель­ ту Северной Двины также было признано сомнительным. В качестве срочных мер по увели­ чению грузооборота Ляхницкий предло­ жил провести железнодорожную ветку к острову Мудьюг, где уже в первую воен­ ную зиму была организована разгрузка

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz