Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов, Д. Е. Жалнин, Д. В. Коржов ; редкол.: А. В. Масько и др.]. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2020. - 142, [1] с. : ил., цв. ил., карты, портр.

Инженеры-изыскатели в Архангельске. В центре - В. Е. Ляхницкий, справа - Г. Я. Наливайко море оказались блокированы противни­ ком, грузоперевозки через Владивосток­ ский порт из-за его удаленности занимали неоправданно длительное время. Свободным и не слишком далеким от центра страны выходом к морским транс­ портным маршрутам был Русский Север. Но неосвоенный и малозаселенный край оказался совершенно неготовым для ре­ шения подобных задач. Единственным морским портом здесь оставался Архан­ гельск. Старейший русский морской порт, возникший в 1584 году, впоследствии уступил приоритет, а к началу XX века от­ ставал и в техническом оснащении, не со­ ответствуя современным требованиям. С началом войны развернулись ра­ боты, которые должны были компенсиро­ вать упущенное для развития порта вре­ мя, - железная дорога, связывавшая Ар­ хангельск с Вологдой, перешивалась на широкую колею, в дельте Северной Дви­ ны появились новые портовые районы — Бакарица и Экономия. Но непреодоли­ мым препятствием оказалась сама приро­ да. Навигация в Белом море была ограни­ чена периодом с июня до ноября, пока ак­ ватория была свободна ото льдов. Боль­ шая часть грузов доставлялась отсюда по рекам и каналам, также замерзающим в зимнее время. Перед портовыми строителями была поставлена задача найти инженерное ре­ шение, которое позволило бы продлить навигацию. Предлагалось изучить два ва­ рианта. Первый предполагал разработ­ ку проекта аванпорта, вынесенного из дельты Северной Двины в район Сухого

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz