Вопрос о месте Мурманского края в административно-территориальном устройстве России в 1917-1921 гг. IX Ушаковские чтения. 2013, с. 119-133.

Однако проблемы связанные с существованием Мурмана только усу­ губились, бюрократизация управления требовала по любому вопросу об­ ращаться в Архангельск. При том, что все запасы остававшиеся от анти­ большевистских властей были вывезены. С образованием Карельской тру­ довой коммуны летом 1920 г. Мурманский уезд перестал непосредственно граничить с остальной частью Архангельской губернии, при том, что на­ личие Мурманской железной дороги непосредственно связывало Мурман с Петроградом. В результате декретом ВЦИК от 13 июня 1921 г. была обра­ зована Мурманская губерния с центром в Мурманске, в границах уезда1. Таким образом, соединение во время Первой мировой войны Мур­ мана с остальной частью страны с помощью железной дороги и строитель­ ство порта, с помощью которого осуществлялась связь России с союзни­ ками повысило статус края. Борьба за Мурман, развернувшаяся между центром и союзниками, способствовала осознанию значимости края, что укрепляло автономистские настроения и способствовало созданию и рас­ пространению идей самостоятельности. Не смотря на то, что после восста­ новления Советской власти, Мурман первоначально вернулся к статусу уезда, сохранение его значения способствовало выделению Мурмана в ка­ честве самостоятельной административной единицы - губернии. Административно-территориальное деление Мурманской области (1920-1993 гг.): справочник. - Мурманск, 1995. - С. 28. 133

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz