XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 2: Распад рыбацкой империи (1970-2000-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 356, [1] с. : ил., портр., карта.

XX век. СЕВРЫБА. Том 2. РАСПАД РЫБАЦКОЙ ИМПЕРИИ (1970-е - 2000 годы) Архангельский тралфлот (АТФ)* Начиная с 1970-х годов вылов рыбы судами АТФ со­ ставлял не менее 200 тысяч тонн. Промысел велся в Се­ верной и Южной Атлантике от Европейского континента до побережья Африки, от Лабрадора и Канады до берегов Южной Америки. Траулеры работали в Индийском океане у восточного побережья Африки. Был освоен лов рыбы в приантарктической части Атлантики: ледяной, нототении и других видов. В составе АТФ были зверобойно-рыболовные суда (шхуны), которые, с запретом на добычу морского зверя, использовались на промысле донных видов рыбы. Отряд посольно-свежье- вых траулеров флота насчитывал 28 единиц. В 1977 году на судостроитель­ ной верфи Николаева были получены два БМРТ типа «Кронштадт». На судах устанавливались более мощные силовые установки, современное разделоч­ ное и морозильное оборудование, появились опреснители морской воды, что давало возможность увеличивать продолжительность рейсов. Стали приме­ няться современные рыбопоисковые приборы, радионавигационная аппара­ тура и средства связи. В 1982 году в Архтралфлоте был списан последний паровой бортови- чок. С 1985 года начинается списание первых БМРТ. Взамен их в Польше на верфи Гданьска строят целую серию (35 единиц) новых промысловых кора­ блей проекта В-408 «Иван Бочков». В конце 1980-х годов, со спадом промысла в Баренцевом море, ко­ торый давал рыбакам флота основной доход, финансовое состояние АТФ становится критическим. Начался развал в работе смежников - рыбопере- работчиков, судоремонтников, сбытовиков, снабженцев. У Архтралфлота не оказалось своих транспортов и танкеров, которые были сосредоточены в Севрыбхолодфлоте. Но каждый из вчерашних помощников-смежников стал тянуть «одеяло на себя» и зарабатывать деньги, как сумеет. Взлетели тарифы на различные виды услуг и перевозок, цены на топливо, снабжение, продук­ ты, ГСМ и т. д. В ходе структурных преобразований Архтралфлот становится головным предприятием ПО «Архангельскрыбпром», но это не спасало флот от проблем... Если говорить о первых руководителях флота, то эту должность, как правило, занимали моряки, прошедшие сложный путь рыбака от матроса до капитана на всех типах траулеров. Только потом их выдвигали на руководя­ щие должности в управлении флотом, потому что они знали о флоте всё: ра­ боту в море, плавсостав, коллектив управления АТФ, деятельность береговых структур. Именно таким руководителем был * Использованы сведения, изложенные в двухтомнике к столетию Архангельского тралового флота В. П. Лупачевым (Архангельск: Лоция, 2020).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz