XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 2: Распад рыбацкой империи (1970-2000-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 356, [1] с. : ил., портр., карта.
XX век. СЕВРЫБА. Том 2. РАСПАД РЫБАЦКОЙ ИМПЕРИИ (1970-е - 2000 годы) К концу 1970-х годов большинство прибрежных государств мира ввели 200-мильные экономические зоны своих стран. В результате этого «Севры ба» потеряла более половины традиционных районов промысла. Чтобы со кратить эти потери, Севрыбпромразведка начала широкомасштабные поиски новых районов и объектов рыболовства в Северной и Южной Атлантике, в Тихом океане. Параллельно с поисковой работой флотами и Минрыбхозом налаживались контакты с иностранными фирмами, что позволило на основе заключения соответствующих соглашений продолжить лицензионный лов в некоторых традиционных районах промысла. Суда промысловой разведки - а их на балансе созданного флота было 43, от рыболовных сейнеров до крупнотоннажных многоцелевых траулеров с неограниченными районами плавания, - оснащались научным и электрон ным оборудованием, новейшими поисковыми и навигационными приборами, аппаратурой связи. С выходом флота СРПР в открытый океан, за пределы 200-мильных экономических зон, были выявлены и освоены богатейшие сы рьевые ресурсы мезопелагических рыб и криля в водах Южной Атлантики, Индийского и Тихого океанов, в приантарктической зоне. Впервые в практике океанического рыболовства для поиска пелагических рыб и изучения морской среды применялась авиация дальнего действия - самолеты ИЛ-18 ДОРР, ра диус действия которых превышал 2000 км. Перестройка в СССР обострила те изначальные противоречия-изъяны в структуре Севрыбпромразведки, на которые указывали руководители-прак- тики при создании самостоятельного научно-поискового флота. Ловить или искать? Этот вопрос, как гамлетовский «Быть или не быть?», стал для флота в 1980-е годы ключевым. Этот жизненно важный вопрос, а точнее - ответы на него были камнем преткновения в спорах между учеными и промысловиками, сотрудниками ПИНРО и работниками Севрыбпромразведки, он стал поводом для взаимных претензий членов даже одного экипажа поискового судна. Ка питаны траулеров, вышедших в поисковые рейсы, относились к находящимся на борту ученым и их задачам, мягко говоря, без особого энтузиазма. Под ви дом получения более полных данных суда задерживались «на рыбе», чтобы сделать еще одно-другое полноценное траление. На первый взгляд добыть за полтора-два часа несколько тонн трески весомее, чем выловить 300 граммов копшака, но для научных сотрудников этот копшак, служащий основной едой для рыбы и выловленный в новом ква драте моря, важнее, чем полноценный улов в уже исследованном промрай- оне. При этом в пылу рыбалки забывалось, что главная задача флота - это исследования, которые должны обеспечить успешную работу всех флотов не только в ближайшие дни, но и в будущем. А как же быть с рейсовым планом по добыче? Как существовать фло ту, как оплачивать эксплуатационные расходы своих судов? План по вылову для Севрыбпромразведки никто не отменял, от выполнения или невыполне ния рейсового плана зависела зарплата моряков. На это противоречие «на кручивалась» новая, более глобальная нестыковка интересов: в условиях
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz