XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 2: Распад рыбацкой империи (1970-2000-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 356, [1] с. : ил., портр., карта.

XX век. СЕВРЫБА. Том 2. РАСПАД РЫБАЦКОЙ ИМПЕРИИ (1970-е - 2000 годы) К концу 1970-х годов большинство прибрежных государств мира ввели 200-мильные экономические зоны своих стран. В результате этого «Севры­ ба» потеряла более половины традиционных районов промысла. Чтобы со­ кратить эти потери, Севрыбпромразведка начала широкомасштабные поиски новых районов и объектов рыболовства в Северной и Южной Атлантике, в Тихом океане. Параллельно с поисковой работой флотами и Минрыбхозом налаживались контакты с иностранными фирмами, что позволило на основе заключения соответствующих соглашений продолжить лицензионный лов в некоторых традиционных районах промысла. Суда промысловой разведки - а их на балансе созданного флота было 43, от рыболовных сейнеров до крупнотоннажных многоцелевых траулеров с неограниченными районами плавания, - оснащались научным и электрон­ ным оборудованием, новейшими поисковыми и навигационными приборами, аппаратурой связи. С выходом флота СРПР в открытый океан, за пределы 200-мильных экономических зон, были выявлены и освоены богатейшие сы­ рьевые ресурсы мезопелагических рыб и криля в водах Южной Атлантики, Индийского и Тихого океанов, в приантарктической зоне. Впервые в практике океанического рыболовства для поиска пелагических рыб и изучения морской среды применялась авиация дальнего действия - самолеты ИЛ-18 ДОРР, ра­ диус действия которых превышал 2000 км. Перестройка в СССР обострила те изначальные противоречия-изъяны в структуре Севрыбпромразведки, на которые указывали руководители-прак- тики при создании самостоятельного научно-поискового флота. Ловить или искать? Этот вопрос, как гамлетовский «Быть или не быть?», стал для флота в 1980-е годы ключевым. Этот жизненно важный вопрос, а точнее - ответы на него были камнем преткновения в спорах между учеными и промысловиками, сотрудниками ПИНРО и работниками Севрыбпромразведки, он стал поводом для взаимных претензий членов даже одного экипажа поискового судна. Ка­ питаны траулеров, вышедших в поисковые рейсы, относились к находящимся на борту ученым и их задачам, мягко говоря, без особого энтузиазма. Под ви­ дом получения более полных данных суда задерживались «на рыбе», чтобы сделать еще одно-другое полноценное траление. На первый взгляд добыть за полтора-два часа несколько тонн трески весомее, чем выловить 300 граммов копшака, но для научных сотрудников этот копшак, служащий основной едой для рыбы и выловленный в новом ква­ драте моря, важнее, чем полноценный улов в уже исследованном промрай- оне. При этом в пылу рыбалки забывалось, что главная задача флота - это исследования, которые должны обеспечить успешную работу всех флотов не только в ближайшие дни, но и в будущем. А как же быть с рейсовым планом по добыче? Как существовать фло­ ту, как оплачивать эксплуатационные расходы своих судов? План по вылову для Севрыбпромразведки никто не отменял, от выполнения или невыполне­ ния рейсового плана зависела зарплата моряков. На это противоречие «на­ кручивалась» новая, более глобальная нестыковка интересов: в условиях

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz