XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 2: Распад рыбацкой империи (1970-2000-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 356, [1] с. : ил., портр., карта.

XX век. СЕВРЫБА. Том 2. РАСПАД РЫБАЦКОЙ ИМПЕРИИ (1970-е - 2000 годы) В своем выступлении флотский экономист подчеркивал, что хозрасчет с подрядом каких-либо привилегий для экипажей не создают, а просто дают реальные возможности рыбакам для более высоких заработков. Но - при более эффективной работе. «Берем траулер в аренду?» - этот вопрос ре­ шали моряки БМРТ «Туман-2» на судовом собрании. «Не бойтесь! - горячо убеждал капитан-директор Н. Н. Федоров. - Если будет боевой настрой на рабо­ ту, если не будет нытиков и разгильдяев - справим­ ся». И арендный договор был подписан. Полгода длился тот сложный рейс, в который БМРТ «Туман-2» отправился из Буэнос-Айреса, где Н. н. Федоров траулер находился на междурейсовом техническом обслуживании. Пошли рыбаки в район Оркнейских островов на промысел анчоуса, но просчитались, анчоуса там не было. Тогда взяли курс на южные Шетландские острова, чтобы успеть к промыслу криля. На поиски потратили примерно 40 суток. Начали усиленно наверстывать по­ терянное на переходы время, пуская улов на рыбмуку. Надеялись, что смогут выпускать из криля и пасту «Океан», но не смогли освободить трюм, где долж­ на была складироваться паста. Распоряжением «Севрыбы» транспортные рефрижераторы, находящиеся в районе промысла, направлялись к другим траулерам. А на «Тумане-2» береговые бассейновые руководители решили проверить качество выпускаемой продукции. Капитан-директор траулера Фе­ доров скажет потом: - Я 20 л е т хожу в море, но никогда не видел столь предвзятого кон­ троля. Представители БПО «Севрыба» просто старались задушить аренд­ ный подряд. V них не получилось. Получилось у нас: благодаря героическим усилиям экипажа рейсовое задание мы перевыполнили на 5 процентов*. Итоговые цифры таковы: за 181 сутки рейса команда дала прибыли больше, чем в обычном рейсе. Сэкономлено 70 тонн топлива плюс деньги от работы сокращенным экипажем (на борту было на 20 специалистов меньше). Весь рейс отработали одним тралом. Люди устали, но работой и заработком остались довольны. С учетом всех полярок и районного коэффициента матрос первого класса получил более пяти тысяч рублей. (Для сравнения: ежемесяч­ ный оклад гендиректора БПО «Севрыба» в то время составлял 490 рублей.) Ученые-теоретики, анализируя этот первый арендный рейс, придут к мнению, что полноценная, без скидок на эксперимент аренда судов возможна только в том случае, если на арендные отношения перейдет полностью сам флот... Кстати, взятый кредит в Агропромбанке объединению «Мурманрыб­ пром» удалось погасить досрочно. * От аренды судна - к аренде флота. Газета «Рыбный Мурман» от 2 июня 1989 года. ФЕДОРОВ Николай Николаевич. Окончил Мурманскую мореходку. В 1974 году вторым штурма­ ном принимал с новостроя БМРТ «Внуково». В 1970-1980-х годах - старпом, капитан-директор БМРТ («Высоковск», «Пинагорий». «Тридцатилетие Победы» и др.). В 1988 году взял в аренду траулер «Туман-2», на котором, внедряя прогрессивные формы организации труда и перейдя к оплате по конечным результатам работы экипажа, добился хороших показателей, промышляя в районе Южной Атлантики.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz