XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 2: Распад рыбацкой империи (1970-2000-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 356, [1] с. : ил., портр., карта.
XX век. СЕВРЫБА. Том 2. РАСПАД РЫБАЦКОЙ ИМПЕРИИ (1970-е - 2000 годы) Управленцы сумели с умом распорядиться взятыми в долг деньгами. Любое решение принималось только с точки зрения его экономической целесо образности. «Что мы с этого будем иметь?» - спрашивали управленцы, рассма тривая предложенный отделом добычи вариант расстановки судов по тем или иным районам промысла. Удалось использовать благоприятную стабильную промысловую обстановку в зоне Перу. Начали понемногу избавляться от убы точных судов, продавая их или передавая в аренду. То есть скрупулезно, пункт за пунктом, флот выполнял составленную совместно с банком программу. Установка на судах фаршевых и высокопроизводительных филейных линий была далеко не единственным способом переориентации производ ства на выпуск высококачественной и пользующейся спросом населения про дукции. В уловах значительно возросла доля рыб пониженной ценности. Так, самый большой удельный вес приходился на ставриду, затем на криль, пу тассу, а треска занимала в уловах флота лишь два процента. В то же время мясо этих рыб является источником полноценного животного белка, дефицит которого ощущается во всем мире. Традиционная технология, ориентирован ная на выпуск мороженой рыбопродукции, исчерпала себя. И специалисты Мурманрыбпрома пришли к мысли об организации своего берегового произ водства по обработке малоценных пород рыб. Мысль здравая. Была разработана и опробована технология изготов ления консервов и пресервов в различных заливках, колбасно-сосисочных изделий, рыбной кулинарии. Возможности рыбного сырья были практически неограниченны, если говорить об аналоговой продукции. Создание малых и совместных рыбообрабатывающих береговых предприятий как у нас, так и за рубежом - таким путем пойдут не одни мурманрыбпромовцы. «Меньшим числом, большим умением!» - эти слова раскрывают ха рактер работы, на которую перешли экипажи крупнотоннажных судов, выйдя на промысел с меньшей численностью команд и с более напряженными пла новыми заданиями. В середине 1980-х годов нововведения уже позволили изменить организацию заработной платы и ввести новые тарифные ставки на флоте. Этим и воспользовались управленцы Мурманрыбпрома, разработав программу по высвобождению численности плавсостава и ужесточения усло вий премирования применительно к промысловым экипажам. Запевалой этого дела выступил начальник отдела научной органи зации труда, зарплаты и управления производством Г. Р. Шаташвили. Были рассчитаны все возможные варианты, разработаны и откорректированы нор мативные документы по оплате труда, обобщены первые итоги. Суда под руководством капитанов В. А. Дубойского, В. Ф. Сомова сделали по два, а В. Ю. Мятаса - по три рейса подряд, не выражая ни малейшего желания вернуться к старой системе. Особо отличился экипаж капитана В. X. Кобера, который почти всю рыбопродукцию сдавал только в разделанном виде, став лидером по этому показателю среди однотипных судов. - Каждому экипажу расчет начисления зарплаты производили в двух вариантах, - рассказывает Шаташвили. - Первый - как и предусматрива лось договором. Второй - если бы работали в обычных условиях. Приме
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz