XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 2: Распад рыбацкой империи (1970-2000-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 356, [1] с. : ил., портр., карта.

XX век. СЕВРЫБА. Том 2. РАСПАД РЫБАЦКОЙ ИМПЕРИИ (1970-е-2 0 0 0 годы) Мурманрыбпром (МРП) Напомним, что в 1976 году Мурмансельдь была переименована в Мур- манрыбфлот, а с января 1977 года приобретает новый статус - Мурманское производственное объединение рыбной промышленности (Мурманрыбпром). Новое имя больше соответствовало изменившейся специфике флота, так как сельдь стала лишь приловом в общефлотской рыбодобыче. В состав Мурманрыбпрома в качестве производственных единиц были включены: объединение морепродуктов и озерно-речного рыболовства «Мур­ ман» (в дальнейшем управление), плавмастерская «Резец» и Териберские судоремонтные мастерские (Умбский рыбзавод, входивший в состав объеди­ нения «Мурман», был преобразован в цех Мурманского рыбокомбината). С поступлением в состав флота новых БМРТ, которые направля­ лись на промысел в Тихий океан, Мурманрыбпром практически превратил­ ся в мощный траловый флот, способный работать в любом районе Мирово­ го океана. На 1980 год в состав флота входило: 7 БМРТ-408, другх БМРТ - 46 единиц, СРТ - 15, СРТ типа «Океан» осталось 9 единиц, РС-300 - 10. Всего 87 судов. 7350 человек плавсостава. Общая численность 9800 человек. Вы­ лов около 450 тысяч тонн. При этом добыча рыбы пелагическими тралами составила 75 % от общего вылова. Флот работал в ЮВТО, АЧА, ЮЗА, ЮВА, ДВА и Баренцевом море*. К концу восьмидесятых годов в экономике объединения «Мурманрыб­ пром» сложилась критическая ситуация - промысловый флот стал убыточным. Больше, чем кто-либо другой на Северном бассейне, мурманрыбпромовские суда пострадали из-за изменения сырьевой базы в Баренцевом море. Флот по­ терял треть объемов добычи рыбы и пищевой продукции рядом с Мурманском, «у берега». Это заставило капитанов уводить свои траулеры в отдаленные районы промысла, а управленцев перепрофилировать работу флота на выпуск продукции улучшенного ассортимента. Тратились значительные средства на оплату перелета экипажей в иностранные порты, где происходила смена ко­ манд после окончания промыслового рейса. Министерское «планирование от достигнутого» окончательно поставило флот на колени. В 1988 году ни один из основных показателей работы объединением «Мурманрыбпром» выполнен не был. Полученной прибыли не хватило на оплату платежей в бюджет. Из-за это­ го образовался дефицит собственных оборотных средств и перерасход фондов экономического стимулирования и социального развития. Объективные сложности усугублялись обидами рыбаков на руководи­ телей «Севрыбы». Мурманрыбпромовцы считали, что бассейновое управле­ ние намеренно сделало так, чтобы береговые предприятия, включая Севрыб­ холодфлот, имели значительно лучшую рентабельность, чем добывающие флоты, поставленные на грань банкротства. Что, используя финансовые рычаги, «Севрыба» надеялась силой присоединить к себе промысловый флот. Генеральный директор МРП В. Д. Демяненко на балансовой комиссии * Информация из книги М. И. Каргина «Океанская вахта». Мурманск, 2010.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz