XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 2: Распад рыбацкой империи (1970-2000-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 356, [1] с. : ил., портр., карта.
Часть первая. Глава II. Основные добывающие флоты рыбфлота»... Все эти расходы заранее рассчитывались и утверждались в го довом плане флота. Но нужны были и другие источники поступления валюты, которые зависели от инициативы и умения вести переговоры с иностранцами ведущих специалистов флота, от переоборудования судов под выпуск доро гостоящей и конкурентоспособной продукции. Тралфлот был самым крупным предприятием, давал более трети все го вылова по Северному бассейну. Но проблемы с выполнением госзадания, отсутствие сверхплановой прибыли не позволяли в полной мере решать со циальные вопросы коллектива. При этом за счет рыбной отрасли решались социальные вопросы городских структур. Например, выпускники вузов, на правляемые на работу в Мурманск, - учителя, врачи, госслужащие и другие - получали квартиры на третьем году работы. А рыбаки, командирский плавсо став - после 10 лет, рядовой - проработав 15-17 лет. То есть жилье, которое строили на деньги рыбаков и для рыбаков, более чем половину, передавали городу. А сапожник ходил без сапог. Для сегодняшних предпринимателей первой трети XXI века это звучит дико, но в СССР обыватель считал, что если он не может получить жилье - значит, на его работе начальник плохой, не дает ему квартиру. Если нет бес платной путевки, то вновь виноват начальник, а не профсоюз или какие дру гие социальные службы - опять-таки начальник работает плохо и путевок не хватает. И так далее. Жизнь человека 1980-х годов во многом зависела от дея тельности предприятия, от руководителя трудового коллектива. Значительно больше, чем сегодня. На рубеже десятилетий социально-экономический строй СССР начи нал приобретать черты капитализма: легализуется частная собственность, образуются фондовый и валютный рынки, кооперация начинает принимать форму бизнеса западного типа. Страна оказывается на грани экономического коллапса. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием и неуверенностью в завтрашнем дне. Реальностью советского общества нача ла 1990-х становятся массовая нищета и безработица, а пустые полки магази нов можно назвать символом этого времени безвременья. Как работал в те годы флот, как вообще могло существовать предприя тие при уменьшении числа промрайонов, повышении тарифов на топливо и ус луги, дефиците судоремонта и в условиях натурального обмена при снабжении судов всем необходимым для промысла? Как выживать в рыночных условиях? Надо сказать, что 1990 год Мурманский траловый флот закончил успешно, в первую очередь - за счет рациональной расстановки судов на про мысле. То есть траулеры были в тех районах и в то время, где и когда ловилась рыба. Хорошо работали экипажи в зоне Фарер, в норвежской зоне. Ориентир был взят на разделку, на выпуск филе. За счет собственных средств была закончена модернизация ряда судов: установили на траулерах типа «Моон- зунд» по две баадеровские, то есть качественные, зарубежные разделочные линии, и по одной - на восьми СТМах. И если раньше моряки говорили, что больше двух тонн филе в сутки не сделать, то вскоре они спокойно выпускали по 12 тонн, а на «Моонзундах» - до 25 тонн филе в сутки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz