XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 2: Распад рыбацкой империи (1970-2000-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 356, [1] с. : ил., портр., карта.

Часть первая. Глава II. Основные добывающие флоты этом люди писали в бассейновой газете. О проблемах организации производ­ ства, о столь, казалось бы, спорных моментах, как распределение премии по коэффициенту трудового участия, - ни слова. Нет-нет, никто не возражал против коллективных форм организации труда. На флоте они существовали всегда. Но можно ли считать коллективом экипаж? Для этого необходимо как минимум постоянство определенного числа людей на конкретном судне. Но о каком постоянстве может идти речь, если в тралфлоте на многих траулерах за пятилетие сменялось по три-четыре капитана и столько же его помощни­ ков, а после каждого рейса обновлялось от 30 до 70 процентов команды? Управленцам за выполнение даже годового плана спросить иногда не с кого, а что говорить о пятилетке? Вот и получалось, что выполняют экипажи судов принятые неизвестно кем планы и неизвестно на что рассчитанные судовые обязательства. А если говорить проще - то работают люди в меру выпавших на их долю условий, как погодно-промысловых, так и организационных. Можно ли было сделать Мурманский траловый флот высокоприбыль­ ным предприятием? Для этого, как говорили в 1980-е годы, надо «расшить узкие места». Давайте же с этих позиций посмотрим на работу флота. Возьмем отряд ПСТ (посольно-свежьевых траулеров). Эти суда для флота были плановоубыточными. Выловленную, обработанную на ПСТ треску «продавали», а лучше сказать - поставляли на плавбазы Севрыбхо­ лодфлота и на Мурманский рыбокомбинат, допустим, по 600 рублей за тонну. Пропущенную через морозильные аппараты, мороженую треску продавали уже по 1200 рублей. То есть эксплуатационные расходы тралфлота и «покупа­ телей» на данной операции несоизмеримы. Почему так происходило? Расчетные цены между предприятиями внутри ВРПО «Севрыба» устанавливались руководством самого объединения. При этом учитывались различные факторы как внутриполитические, так и личностные, и в меньшей степени - экономические. Если бы все предприятия Северного бассейна ра­ ботали на конечный общий результат - вопросов нет. Но каждое предприятие, входящее в ВРПО, было юридически самостоятельным и отвечало за свое финансовое благополучие. Первые руководители не могли и не хотели зани­ маться благотворительностью за счет своих коллективов. А «Севрыба»... - В «Севрыбе» мне дали понять, ч то э то обычная практика под­ держки береговых предприятий, - говорит начальник МТФ Г. В. Тишков. - Многочисленные коллективы рыбокомбината, порта или судоверфи в слу­ чае недовольства м о гут выйти на улицы города, и то гда самому высокому береговому начальству несдобровать. А тралфлотовские моряки раздроб­ лены по судам и коллективное недовольство столь демонстративно выра­ зи ть не могут. Как говорится, никакой экономики - только личное... * Следующий отряд тралфлотовских судов - СТМ типа «Атлантик 333». Работая в Центрально-Восточной Атлантике (ЦВА) на облове малоценных видов рыб (сардина, ставрида), эти траулеры имели хорошую производитель­ ность по вылову. Но из-за малой вместимости трюмов, около 300 тонн, они * Мурманский траловый флот. Трехтомник к 100-летию МТФ. 3 том. Санкт-Петербург, 2020.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz