XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 2: Распад рыбацкой империи (1970-2000-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 356, [1] с. : ил., портр., карта.

XX век. СЕВРЫБА. Том 2. РАСПАД РЫБАЦКОЙ ИМПЕРИИ (1970-е - 2000 годы) Мурманский траловый Освоение первых БМРТ, а затем и более совершенных судов кормово­ го траления; разработка и внедрение разноглубинного трала; первые швар­ товки крупнотоннажных судов в открытом море для перегрузки рыбопродук­ ции; промысел на глубинах до полутора тысяч метров; рекордные выловы в новых, почти не исследованных районах Мирового океана; бесконтактная пе­ редача улова... Все эти свершения, все эти высоты промышленного рыболов­ ства были достигнуты творческим, самоотверженным трудом тралфлотовцев. Однако с вводом 200-мильных экономических зон флот лишился основных наиболее продуктивных районов промысла. С трудом МТФ удалось-таки ста­ билизировать свою работу. К 1980 году в составе флота числилось 151 судно, в том числе: 11 БАТов, 19 ППР, 25 БМРТ типа «Алтай», 50 БМРТ других типов, 13 ПСТ, 33 РТ. Количество судов уменьшалось за счет списания рыболовных траулеров, отслуживших свой срок. А БМРТ типа «Алтай» списывались из-за выработки моторесурсов главных двигателей. При этом флот продолжал по­ полняться новыми, более современными судами. Если же говорить о настрое плавсостава, то мало-мальски думающий промысловик-практик восьмидесятых смотрел вперед не с надеждой и уве­ ренностью, а с тревогой и опасением. Да, мы имеем самый большой рыбо­ добывающий флот в мире. Самые мощные, самые крупные, самые приспо­ собленные для нормальной жизни моряков траулеры, но при этом - самые низкопроизводительные. Хотя именно в 1980-е годы рыбаки Мурманского тралфлота добивались максимальных для своих типов судов выловов. Так, в 1984 году БАТ «Маршал Ерёменко» под командованием капитана Н. И. Гуцка- лова выловил за год 20 300 тонн рыбы. А в 1987 году БАТ «Адмирал Падорин» под командованием капитана В. Н. Петроченкова добыл 27 500 тонн рыбы. Но эти рекордные выловы были последними для некогда могучего советского промыслового флота. Летом 1985 года на вопрос «Что мешает нам в работе?» начальник МТФ Л. В. Евграфов с присущей ему простотой ответил: - Надо наводить на флоте крепкую дисциплину. Никакой прогресс, никакие инициативы и новшества не дадут положительного эффекта, если не будут до конца преодолены расхлябанность и неорганизованность. Флоту нужны люди с высоким чувством о тветственности , высокими про­ фессиональными знаниями, мастера своего дела. Особый спрос с руково­ дителей, капитанов, которые обязаны подавать пример в работе, быть в гуще людей, искать и находить творческую жилку у своих подчиненных, больше опираться на их мнения, предложения, советы ...* Правильные и... пустые слова. Если говорить конкретно, то тралфло­ товцев тревожили жилищные и коммунальные вопросы, судовая предотход- ная чехарда и сроки выплаты зарплаты, возможность отдохнуть в пансионате «Рыбак Заполярья» и качество услуг Дома междурейсового отдыха - обо всем * Газета «Рыбный Мурман» № 23 1985 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz