XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 2: Распад рыбацкой империи (1970-2000-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 356, [1] с. : ил., портр., карта.

На этом можно ставить точку в нашем повествовании об истории Север­ ного бассейна, о первых руководителях его флотов и береговых предприятий. С позиций сегодняшнего дня остается только удивляться тому, что совершен­ но напрасно мы пытались объяснить сложившуюся критическую обстановку последней четверти XX века отдельными упущениями в работе добывающих флотов, строптивостью или недальновидностью отдельных руководителей, неудачной структурой ВРПО или БПО, затянувшейся перестройкой управле­ ния бассейном. Неужели кто-нибудь серьезно думал, что, подбери удачный вариант структуры, а заодно смени крутого Каргина на более молодого, рас­ судительного, умеющего выслушать альтернативные мнения и только тогда принимающего решение Корельского, - и дела сразу пойдут в гору? Причины наших бед крылись значительно глубже, и на уровне даже бассейнового объ­ единения их было не решить. Так что альтернативы не было. Или я не прав? Когда «бунтарская» конференция плавсостава в 1989 году приняла ре­ шение о ликвидации БПО «Севрыба» и проголосовала за создание Северной ассоциации флотов и предприятий - это был первый осознанный шаг на пути к развалу. Почему? Потому что кто знает, как пошел бы процесс приватизации на Северном бассейне, будь здесь создан единый флот и на его базе фирма «Север» с береговыми предприятиями. Если в Москве не нашлось облада­ ющего властью человека, чтобы дать ход акционированию рыбной отрасли страны в целом, то у нас, в Мурманске, мы это могли бы сделать. Могли? Те­ оретически - да, практически - нет. Доверие к руководителям регионального штаба отрасли было подорвано. Основная борьба за выживание шла в самих трудовых коллективах предприятий, руководители которых, чувствуя все про­ тиворечия переходного этапа развития страны, решили действовать самосто­ ятельно. ВРПО, БПО, Северная ассоциация - от смены названий им было ни жарко ни холодно. Они надеялись только на собственные силы и поддержку своих трудовых коллективов. Во главе предприятий Северного бассейна оказались самостоятель­ ные и сильные руководители. Мурманского тралового флота - Г. В. Тишков, чьи деловые и человеческие качества не нуждаются в комментарии. Мур- манрыбпрома - В. Д. Демяненко, который единственный из руководителей предприятий бассейна на балансовой комиссии по оценке работы БПО «Сев- рыба» дал этой работе неудовлетворительную оценку. Севрыбхолодфлота - А. Ф. Леванов, чьи энтузиазм и деловая хватка, преданность своему флоту стоили ему жизни. Севрыбпромразведки - Г. А. Сторожев, который, сохраняя флот, перевел поисковые суда в промысловый режим. Рыбного порта - В. В. Кусков, спокойный, обстоятельный, умело «гасящий» забастовки докеров и рассчитывающий только на свои силы руководитель. Судоверфи - всенарод­ но выбранный молодой и перспективный В. Е. Храпов... Именно первые руко­ водители предприятий, как никто другой, чувствовали пульс времени, которое опережало самые смелые поступки. В конце 1980-х годов в умах и умонастроениях тружеников рыбного Мурмана заканчивался период раннего романтизма. Период, наполненный =й-Й:~:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz