XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 2: Распад рыбацкой империи (1970-2000-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 356, [1] с. : ил., портр., карта.

Часть вторая. ГлавЭ поисках точки опоры В чем причина? Или России стали не нужны технически совершенные рыболовные суда? Конечно, намного правильнее и перспективнее вклады­ вать средства в отечественное судостроение, но на российских верфях можно лишь склепать корпус судна - оборудование все равно придется закупать и устанавливать за рубежом, а это основная часть всех работ. Конечно, связав­ шись с Россией «датским проектом», европейцы знали, на что шли. Они ри­ сковали, но при этом преследовали, наверное, и политические цели. В январе 2000 года на совещании в Правительстве РФ было заявлено, что Россия за­ интересована в подобных инвестициях, послу Дании и инвесторам «датского проекта» была обещана государственная поддержка*. Но... Захват «Севрыбы» Как мы уже говорили, в конце XX века на Северном бассейне можно было выделить четыре основные силы, борющиеся за право распоряжаться морскими биоресурсами. Три из них-окрепшая после переизбрания губерна­ тора Ю. А. Евдокимова областная администрация, идущий в тесном контакте с местными властями Мурманский траловый флот и примкнувший к ним Союз рыбопромышленников Севера. Они-то и выступили против четвертого «бор­ ца» - ЗАО «Севрыба». Что представляло из себя это закрытое акционерное общество? Его акционерами являлись юридические лица, предприятия, руководители кото­ рых были в той или иной степени зависимы от администрации области, то есть подвержены «административному ресурсу». Плюс к тому отдельные ру­ ководители не могли простить «Севрыбе» и лично Тишкову, что они, имея промысловые и транспортные суда, бесплатные валютоемкие сырьевые ре­ сурсы, подготовленные кадры специалистов - при всех этих колоссальных по­ тенциальных возможностях вели свои коллективы к банкротству. Сравнение с ЗАО «Севрыба» было явно не в пользу наших флотов. В мае 2000 года, к моменту проведения очередного акционерного со­ брания, «Севрыба» была динамично развивающейся компанией, имела на балансе современный холодильник на 20 тысяч тонн единовременного хра­ нения мороженой рыбы, девятиэтажное здание с производственными поме­ щениями, автомобили, в эксплуатации два современных супертраулера, 380 сотрудников, из которых 120 специалистов выполняли общебассейновые функции, библиотеку плавсостава, музей рыбной промышленности Северно­ го бассейна, подразделение «Гипрорыбфлота» с производственным цехом. Устойчивое финансовое положение, высокий авторитет на международном уровне позволили «Севрыбе» привлечь значительные инвестиции из запад­ ных банков на строительство четырех современных промысловых судов «дат­ ского проекта». Был подписан контракт на строительство двух супертрауле­ ров для лова пелагических видов рыб, судов, способных экономически эф­ фективно работать в любой точке Мирового океана. - Собрание акционеров «Севрыбы» не пошло на поводу областных чиновников, и то гда в ход были брошены все силы - о т правоохранитель­ * Кому выгоден «датский проект»? Газета «Рыбный Мурман» от 11 февраля 2000 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz