XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 2: Распад рыбацкой империи (1970-2000-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 356, [1] с. : ил., портр., карта.

XX век. СЕВРЫБА. Том 2. РАСПАД РЫБАЦКОЙ ИМПЕРИИ (1970-е - 2000 годы) области. Приехавшие на торжества люди, те, кто внимателен и дотошлив, заметили, что на той же верфи того же датского городка стоял пока еще не­ взрачный серенький «гадкий утенок», который через некоторое время превра­ тится в прекрасного белоснежно-синего «лебедя», как «Севрыба-2». И станет первым подобным судном в «Карелрыбфлоте». Впрочем, и четвертый трау­ лер этого типа под названием «Соловки» также поднимет государственный флаг здесь, в Дании, а портом приписки для него станет Архангельск. Можно сказать, что начало 1998 года было для Тишкова неким «звезд­ ным часом», когда у человека все получается и сбываются самые заветные мечты. Победив в предвыборной борьбе, он стал депутатом Мурманской об­ ластной думы, был избран заместителем председателя думы. Ему удалось преодолеть сомнения флотоводцев и вовлечь их в выстраданный «датский проект» строительства судов. То есть столь высокий профессионал и политик государственного масштаба, как генеральный директор АО «Севрыба», мог теперь создавать правовое поле для развития рыбной отрасли в области и реализовывать в жизнь свой вариант обновления флота. Что же за такую хитрую схему придумал Георгий Васильевич, кому выгоден был «датский проект»? Вопрос для непрофессионалов сложный, и ответить на него однозначно трудно. Но попробуем разложить все, как гово­ рится, по полочкам. На излете XX века на Северном бассейне вели промысел донных ви­ дов рыбы суда флотов и предприятий различной формы собственности, в том числе и 43 судна, приобретенных по бербоут-чартеру. То есть их фрахтовате­ лям надо было расплачиваться с владельцами этих взятых в аренду судов. А расплатиться можно было лишь при условии интенсивной работы, основ­ ным условием для которой было получение должного количества тресковой квоты. То есть бербоут-чартер - это, по сути, российская промысловая квота, сблокированная с чужим берегом. Иного реального пути обновления флота руководители отечественных рыбацких предприятий пока не видели. А что представлял из себя «датский проект»? Схема его финансиро­ вания была рассмотрена в Роскомрыболовстве в 1996 году. В документах говорилось, что Москва гарантирует выделение каждому из четырех судов этого проекта такое количество квот, которое дает право добывать в райо­ нах Северной Атлантики 5800 тонн трески и 1800 тонн пикши ежегодно, пока действует договор бербоут-чартера, то есть пока идут выплаты иностранным судостроителям. Естественно, квоты эти выделялись в ущерб другим тради­ ционным пользователям. Владельцами судов являлись инвесторы: ЗАО «Севрыба», компания «Роял Гриинланд» (Гренландия), Европейский банк реконструкции и разви­ тия, Датский инвестиционный фонд для Центральной и Восточной Европы, Датский пенсионный фонд, Объединенный Скандинавско-Восточный фонд (Финляндия), верфь «Орсков Христенсенс» (Дания)... Возможно, перечень неполный, так как подобная информация была коммерческой тайной. Фрах­ тователями траулера «Севрыба-2» выступали «Севрыба» и Мурманский тра­ ловый флот в равных долях. Траулер «Карелия» арендовали «Севрыба» и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz