XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 2: Распад рыбацкой империи (1970-2000-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 356, [1] с. : ил., портр., карта.

Часть первая. Глава І. Единый флот Северного бассейна технической программы ведет к рассогласованию в ресурсах и дей­ ствия х предприятий*. С принятием закона о государственном предприятии в самих произ­ водственных отношениях ничего не изменилось - ни одно предприятие Се­ верного бассейна не было автономно в своих действиях. Хотя «статусно» каждое являлось самостоятельной единицей. Но производственная деятель­ ность этой «единицы» полностью зависела от работы смежников. Конечно, при наличии оптового рынка можно было бы переходить к регулированию и саморегулированию отношений между участниками рыбацкого конвейера ис­ ключительно на экономической основе. Но реально в конце восьмидесятых годов рынка этого не было. И в подобном «подвешенном состоянии» рыбный Мурман просуществовал несколько лет - и под ВРПО, и под БПО «Севрыба». Ни та, ни другая структура не могли снять основных противоречий переходно­ го этапа развития страны. Государственный заказ по выпуску пищевой рыбной продукции в 1988 году выполнен не был. В чем причина? В том же несовершенстве существую­ щей производственной структуры и в целом системы управления. Примеры? Возьмем потери, связанные с упущениями в расстановке флота по промрайо- нам. Хорошая рыбалка была в Северо-Восточной Атлантике, но руководители флотов снимают часть добывающих судов и переводят их на приемку. Причем снимают именно крупнотоннажные суда. В результате бассейн в целом потерял на вылове минимум 21 тыс. тонн рыбы! А мог не потерять, если бы приемку осуществляли плавбазы Севрыбхолодфлота, плюс к тому их рентабельность на этой операции в 2-3 раза выше, чем у добывающих судов. То есть двойные потери. Но поступи разумно, исходя из общебассейновых интересов, - и все доходы от данной операции пошли бы «в карман» Севрыбхолодфлота, а до­ бывающие флоты от этого ничего бы не поимели... Можно ли в принятии такого решения обвинять руководство промысловых флотов? Нельзя. Ведь каждый флот решает задачи своего коллектива, а не всего Северного бассейна. Нали­ цо ситуация, когда существует более экономически эффективный вариант рас­ становки флота в промысловом районе, но нет возможности его использовать ввиду несовершенства структуры и механизма экономического регулирования. Флотоводцы вводили режим жесточайшей экономии. Экономии на всем. В 1989 году рыбодобывающие предприятия отказались от финансирования ра­ бот по судам оперативной разведки НПО «Севрыбпоиск». Стремясь не допу­ стить финансового краха, поисковики, в свою очередь, перевели свои суда в промысловый вариант, что не замедлило отразиться на качестве краткосроч­ ных прогнозов. Так, было упущено время на скоротечном промысле путассу: из-за ошибки в прогнозе основная группа траулеров опоздала в нужный район на две недели, что привело к недолову 14 тысяч тонн путассу. Сэкономив на промразведке 400-500 тысяч, рыбаки потеряли в десять раз больше! * Желаемое и действительное. Газета «Рыбный Мурман» от 3 февраля 1989 года. ЛОБОВА Евгения Ильинична, в 1980-1990-е годы главный технолог «Севрыбы». Окончила Астраханский технический институт рыбной промышленности (1959) и с того времени в Мурман­ ске. Работала на Мурманском рыбокомбинате, в госторгинспекции. После «Севрыбы» с 1997 года перешла в ЗАО «Арктик Фуд кампени». затем работала в Гипрорыбфлоте (Санкт-Петербург).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz