XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 2: Распад рыбацкой империи (1970-2000-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 356, [1] с. : ил., портр., карта.
XX век. СЕВРЫБА. Том 2. РАСПАД РЫБАЦКОЙ ИМПЕРИИ (1970-е - 2000 годы) Т И айте мне точку опоры, и я переверну мир - так, кажет- — / ш ся’ сказал древнегреческий Архимед еще до нашей эры. у 1 А в 1990-е каждому из нас нужна была точка опоры, что бы выжитьЛ^ем те годы запомнились мурманчанам? Пустыми полками про довольственных магазинов и заваленными импортным товаром прилавками коммерческих лавок; митингами протеста на Пяти углах и у здания «Севры бы», где собирались возмущенные люди, которые месяцами не получали за работную плату, с задержками - пенсию. Над головами многих висела угроза потери рабочих мест. О жизненной необходимости начала реформ в целом для всего рос сийского общества никто не спорил. Мы понимали, что начатые в стране пре образования не были лабораторной заготовкой реформаторов или очеред ным экспериментом компартии. Но... Поначалу резко негативное отношение руководителей ранее государственных, а ныне акционерных предприятий к кооперативам, к предпринимателям вообще как-то быстро пропало. Как толь ко бывшим советским директорам была предоставлена возможность сразу, в одночасье, превратиться из руководителей в хозяев предприятий, их тональ ность в оценке частной собственности резко изменилась. Сейчас-то мы все прекрасно понимаем, что при приватизации собственность не могла достать ся народу и тем более эффективному собственнику, которого в природе тогда еще не существовало. Ее, собственность, должен был и технически, и полити чески, и экономически прибрать к рукам сам аппарат, который ею управлял от лица государства. Они, первые руководители акционированных предприятий, оказались в нужное время в нужном месте. Ну просто счастливчики! В то бурное время дележа-грабежа народной собственности забыли о нравственных идеалах. Незачем стало напоминать людям о высоких помыс лах, о смысле жизни - на первые страницы газет выносилась информация о курсе валют и очередном заказном убийстве. Но разве сохранение рабочего места, прожиточный минимум, крыша над головой и вечернее развлекатель ное шоу по телевизору - это все, в чем нуждается человек? Да, мы не верили Зюганову и не хотели возврата в коммунистическое «хорошо». Не верили мы и Ельцину, считая его авантюристом. А Жириновского, который на выборы шел с лозунгом «каждой бабе по мужику, каждому мужику - по бутылке водки» - его называли шутом. Симпатизировали разве что Гайдарам-Явлинским-Федо- ровым, но ведь и эти продвинутые политики говорили нам об автомобиле для каждой семьи, о потребительской корзине, о квадратных метрах жилой пло щади. Поневоле можно было позавидовать какому-нибудь бультерьеру, живу щему у «нового русского». Он имел все, о чем мечтали многие: живет в уютной и просторной квартире, спит на ворсистом ковре, ест отборный заграничный корм из красочных упаковок и ездит на заднем сиденье «гранд-чероки». Пустующее идейное пространство в душах россиян активно заполняли пришлые миссионеры, доморощенные предсказатели, экстрасенсы и прочие уфологи. В тревожной неопределенности народу твердили о созидательном значении идеологического плюрализма. Поистине, мы напоминали в те годы группу слепцов со знаменитой картины Питера Брейгеля. Идем вперед без цели, направления и ориентиров, мимо храма по завалам, болотам и скольз ким топлякам. Куда идем?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz