XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 2: Распад рыбацкой империи (1970-2000-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 356, [1] с. : ил., портр., карта.

Часть вторая. Глава III. Берег фтепродуктов. А пока он вкладывал беспроцентные инвестиции в реконструк­ цию нефтебазы. Первой очередью этой реконструкции предусматривалось строительство глубоководного причала, пяти резервуаров под дизтопливо. Забивались полутораметровые в диаметре трубы для свайного поля будуще­ го нефтепирса. Углублялся фарватер. Строились очистные сооружения, ки­ лометры новых железнодорожных путей, насосные станции, железобетонные эстакады... - Нельзя действовать против логики рыночных отношений, а мы как раз работаем алогично, в ущерб себе, - заявляет Копытов. - Мы перед дилеммой: закрыть задвижку и о тпуска ть топливо только после предопла­ т ы или - бодро шагать к банкротству. Наше беспроцентное кредитова­ ние флотов топливом не может быть бесконечным. Сегодня т р е т ь пред­ приятий можно подвести под закон о банкротстве. Только ведь деловые люди, если верят в перспективу конкретного предприятия, не с тр ем я т ­ ся его разорить - лучше помочь в тяжелую минуту и продолжать полу­ чать прибыль. Э то еще одна из причин, почему мы не закрываем задвижку. И вот, скажем, Севрыбхолодфлот, самый большой должник, на днях начал потихоньку расплачиваться. Сократили долг Мурманрыбпром, Беломор­ ская база Гэслова. Значит, выкарабкиваются, и мы будем сотрудничать дальше. Но при самом искреннем желании помочь мы все же должны защи­ щ ать экономические интересы своей фирмы, своего коллектива, а нас, похоже, целенаправленно подталкивают к том у самому банкротству о т которого мы оберегаем флоты. Зачем?* Можно было бы порассуждать над этим далеко не риторическим во­ просом Копытова. А действительно, кому могло бы быть выгодно банкротство нефтебазы? Да в первую очередь тем, кто день за днем терял свою былую власть над флотами. Амбициозных руководителей хватало везде - и в «Сев­ рыбе», и во властных структурах области. Как же они могли допустить, не догадаться, что с созданием «Мурман-Ойла» выпустили из рук столь мощный инструмент прямого давления на флоты, на весь рыбный Мурман! Чтобы вер­ нуть былое могущество, они могли, даже во вред реальному делу, прибегнуть к любым ухищрениям. Были и другие, не менее мощные криминальные силы. Ведь речь идет о нефти, о нефтепродуктах, вокруг которых шла непримири­ мая борьба нарождающихся российских олигархов. Вот такие силки были рас­ ставлены на пути только-только созданного СП. *** Годы рыночных реформ были очень непростыми для коллектива не­ фтебазы и в целом рыбного порта. В процессе приватизации основные до­ бывающие флота акционировались. Десятилетиями создаваемый единый рыбохозяйственный комплекс Северного бассейна развалился, объединение «Севрыба» утратило свои руководящие и координирующие функции. Рыбные потоки пошли за рубеж, порт фактически остался без работы. За 5 лет (с 1991 по 1995 год) грузооборот снизился в 6 раз. * Междоусобица пахнет керосином. Газета «Рыбный Мурман» от 5 марта 1993 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz