XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 2: Распад рыбацкой империи (1970-2000-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 356, [1] с. : ил., портр., карта.

Часть вторая. Глава III. Берег - Будем загружать машину после обеда, - это был единственный от­ вет, который нам удалось услышать из их уст. Вернувшись на траулер, мы передали эти слова докерам, которые отнеслись к ним очень скептически, вновь сославшись на отсутствие материальной заинтересованности... Коро­ че говоря, мне пришлось еще трижды ходить в управление грузового района порта. И во время одной из таких ходок я задал прямой вопрос заместителю начальника района В. П. Силенкову: «А с вами, Виктор Петрович, докеры де­ лятся получаемой мздою?» После этого вопроса к 16 часам под личным кон­ тролем зам. начальника рыбопродукция была загружена в автофургон. Всех делов-то на полчаса работы... Сколько же просили грузчики за эту «услугу»? В нашем случае вымо­ гатели требовали по минимуму: одна тысяча рублей с каждой перегруженной тонны. При работе на складе брали уже по три тысячи за тонну. А в первом грузовом районе, как сказали сами докеры, такса значительно выше. Если же надо загрузить машину «зарубежную», с не мурманскими номерами, - здесь, не стесняясь, заламывается тройной тариф. Конечно, все вышестоящие над грузчиками начальники знали об этой «кормушке». Время от времени вме­ сте с милицией проводили рейды, хватали за руку вымогателей. И что же? А ничего. Передадут дело в суд, а оттуда - ответ с приветом, то бишь с реко­ мендацией: обсудить вымогателя на товарищеском суде. Вроде не знают, что нет уже ни товарищеских судов, ни почетных грамот. Лишат премии «прови­ нившегося» рабочего, так он на очередной взятке хапнет куда больше любой портовской премии. А если уж совсем зажимать станут - уйдет мздоимец на другую работу. Все спокойненько и по закону. Вот так решили для себя вопрос с повышением окладов сами докеры. И начальство тревожить своими требо­ ваниями не надо, и забастовки ни к чему. Каждый сам по себе. И для себя. И на акционированном, и на государственном предприятии. Нефтебаза Как бы там ни было, но начальник рыбного порта В. В. Кусков смотрел в будущее с большой долей оптимизма. Мурманский порт на берегу незамер­ зающего Кольского залива был и должен был остаться стратегически важным для страны предприятием. Так что сегодняшние трудности временны, а зна­ чит, не за горами другая, лучшая жизнь, и к ней надо быть готовым. Потому-то во втором грузовом районе расширялись мощности котельной, которая могла отапливать не только причалы, но и городской микрорайон. И был еще один объект на территории порта, так называемый третий грузовой район - нефте­ база. О ней разговор особый. Потому что через эту базу планировалось пере­ валивать нефтепродукты на экспорт, получая и тратя валюту на техническое перевооружение. И база была для порта практически единственным источни­ ком получения валюты. Самые противоречивые мнения и оценки вызвало на Северном бас­ сейне создание в третьем грузовом районе Мурманского морского рыбно­ го порта совместного российско-германского предприятия «Мурман-Ойл». В свое время руководство нефтебазы обращалось в «Севрыбу» с просьбой отделить ее от рыбного порта и включить в состав «Севрыбы», чтобы само­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz