XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 2: Распад рыбацкой империи (1970-2000-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 356, [1] с. : ил., портр., карта.

XX век. СЕВРЫБА. Том 2. РАСПАД РЫБАЦКОЙ ИМПЕРИИ (1970-е - 2000 годы) угли продолжали тлеть, так как проблемы оплаты труда, организации и осна­ щенности рабочего процесса не были решены. Так стоило ли горевать руководителям крупных государственных производств по поводу того, что они остались в былом качестве, не став акционерами родного предприятия? По мнению Валерия Васильевича Ку­ скова, который вот уже десять лет руководил рыбным портом, не стоило. Первый руководитель ММРП прекрасно видел, что тем же флотам от акци­ онирования ни тепло, ни холодно. Во всяком случае, пока. Каждое утро на стол начальника порта ложились бумаги со списком рыбаков-должников. Списки эти были длинные-предлинные. Впрочем, и за самими портовиками висели долги. Вопросом вопросов было жилье. Не новое, а старое, ветхое, числяще­ еся на балансе порта. На содержание его хотя бы в относительном порядке требовалось 200 миллионов рублей (в ценах 1992 года). Город на свой баланс это жилье не брал и ничем не помогал. Так что, «выбив» из должников часть долга, начальнику порта приходилось раздумывать, куда эти миллиончик-дру­ гой направить: жилье? зарплата? строительство котельной? А тут новая беда: «Водоканал» повышает тарифы в 2,8 раза, «Колэнерго» - в 3,8 раза. Краны без электричества не оставишь, платить надо. Естественно, и порт повысил свои тарифы. А флоты и платить, и возвращать долги не хотят. Чтобы выжить, в рыбном порту искали разные пути. Один из них - пе­ реработка дополнительных грузов. И когда к причалам поставили транспорт с сахаром, то докеры справились с выгрузкой не хуже своих коллег из торгового порта. Были у портовиков и другие способы напрямую, минуя финчасть, улуч­ шить свое материальное положение. От автора-составителя. Не буду обобщать: расскажу только об од­ ном конкретном случае, в котором сам участвовал. В 1993 году автор этих строк был коммерческим директором еженедельника «Рыбный Мурман» и по долгу службы как-то раз должен был загрузить рыбой авторефрижератор, чтобы отправить груз для обменных операций на Кондопожский бумажный комбинат. И вот к девяти часам утра 22-тонный фургон встал под загрузку мороженой рыбой к стоящему у причала траулеру фирмы «Мелаб». Однако помощник бригадира докеров, который руководил разгрузкой судна, откровен­ но намекнул и мне, и представителю «Мелаба» на отсутствие личной заинте­ ресованности в этом малоинтересном для докеров занятии. Поначалу обсудили вариант выписки «липовых» нарядов на несуще­ ствующие операции, потом в качестве личного вознаграждения за загрузку ав­ торефрижератора звеньевому были предложены 4 бутылки водки. Этого ока­ залось мало, и помощник бригадира, не осквернив своих карманов подобной взяткой, покинул борт судна. А мы с представителем фирмы-судовладельца пошли в управление второго грузового района порта. Там на первом этаже сидели-дремали очень сумрачные и неразговорчивые стивидоры и диспетче­ ры, то есть те специалисты, кто и обязан организовать эффективную работу докеров.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz