XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 2: Распад рыбацкой империи (1970-2000-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 356, [1] с. : ил., портр., карта.

XX век. СЕВРЫБА. Том 2. РАСПАД РЫБАЦКОЙ ИМПЕРИИ (1970-е - 2000 годы) выраженным профилем работ и известной долей самостоятельности, то на рыбокомбинате пошли другим путем. Без каких-либо внутренних структурных преобразований из его состава были вычленены самостоятельные производ­ ства. Разнохарактерные по профилю и по уровню оснащения заводы стали акционерными обществами. Теперь сидящих на голодном пайке рыбообра­ ботчиков добывающие флоты могли, как говорится, брать голыми руками. Подмять под себя любое из производств, превратив его в свою вотчину. «Осколки» флагмана В конце 1993 года, когда минул год со дня создания и регистрации акционерных обществ на мощностях МРК, в коллективах подводили первые итоги самостоятельной работы. Возьмем АО с иностранным названием «Арктик Фиш». Сами понима­ ете, в переводе на родной язык - «Арктическая рыба». Над входом в здание висит старая вывеска: «Коптильный завод № 2». Скоро год, как этот завод поменял название и статус. Что изменилось? По большому счету - ничего. Проблема номер один - сырье, которого не хватает. - Мы можем ко п ти ть о т 15 до 30 тонн рыбы в сутки, - рассказы­ вает главный инженер В. В. Макаров. - Но нам даю т мизер. Работаем по принципу оказания услуг. То есть мы превращаем сырье промысловиков в копченую продукцию, а они нам оплачивают работу и за тра ты . Продукцию же реализуете сами*. На здании, где расположено АО «Бриз», тоже не сменилась вывеска - «Коптильный завод № 3». Когда-то на это предприятие возили гостей города, чтобы похвастаться современными условиями труда. Вот, мол, крупнейшие в мире печи по копчению мелкой рыбы, а вот - зимний сад с попугайчиками... - Пытаемся о ста ть ся на плаву, хо тя э то очень трудно, - расска­ зывает директор «Бриза» Т. В. Тихонова. - Прежде всего из-за сумасшедших налогов. В таком же положении находятся все предприятия, всюду сокра­ щается производство. В былые годы мы выпускали тысячу тонн продук­ ции в месяц, а в этом году - полторы тысячи тонн за семь месяцев, и э то вместе с пресервами. Х отя сырье у нас есть. Прекрасные отношения с Мурманским траловым флотом, рыбаки помогают выходить из сложных ситуаций. Дело в другом. Завод ориентирован на выпуск копченой продук­ ции из мойвы. Но с повышением цены на рыбопродукцию спрос на нашу мой­ ву горячего копчения резко сократился. Мы участвуем в торгах на Москов­ ской бирже. Результат - нулевой. Иными словами, у кого есть деньги, т о т покупает более дорогую продукцию, а у кого их нет, том у и мойва не по карману...** Возьмем АО «Полярис», вобравшее в себя бывший завод медицин­ ского жира и технической продукции, управление и некоторые подразделения бывшего рыбокомбината. Возглавлял «Полярис» бывший руководитель ком­ * Нужна ли России копченая рыба? Газета «Рыбный Мурман» от 24 сентября 1993 года. ** Там же.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz