XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 2: Распад рыбацкой империи (1970-2000-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 356, [1] с. : ил., портр., карта.

XX век. СЕВРЫБА. Том 2. РАСПАД РЫБАЦКОЙ ИМПЕРИИ (1970-е - 2000 годы) Организационные и экономические мероприятия - второй и т р е ти й разделы плана - в главном выполнены: восстановлено управление произ­ водством, в основных цехах внедрен хозрасчет, произведена структурная перестройка, сокращены высвободившиеся работники. Объем выпуска товарной продукции увеличен в два раза. Но обстановка на предприятии остается крайне напряженной, р а с т е т задолженность по зарплате...* И вот прошли 18 месяцев, отпущенные на внешнее управление. Ар­ битражный суд констатировал, что перемен к лучшему на АО «Мурманская судоверфь» не произошло. И готовился начать процедуру банкротства пред­ приятия, на котором висели долги в бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды, кредиторская задолженность и т. д. Шанс удержаться на плаву су­ доверфи предоставили областная и городская администрации, подписав с дирекцией соглашение о совместных действиях по стабилизации социаль­ но-экономического положения на предприятии. Они готовы были провести реструктуризацию долгов в местные бюджеты, ряд фондов. Предстояло еще уговорить на отсрочку выплат кредиторов, которые отчетливо видели пробле­ мы отечественного судоремонта. Профессионалы рыбной отрасли понимали, что в рыночных условиях у флотов не было средств на восстановительные работы и модернизацию судов. Поэтому и объемы судоремонта резко сократились. Но сократились только в Мурманске: в Норвегии, например, ежегодно производился ремонт наших судов в объеме 10 миллионов долларов США. Это чуть ли не в пять раз превышало программу судоверфи. А приплюсуем сюда деньги на ремонт судов в Польше, Финляндии, Германии... Ремонт за границей для российских судовладельцев был привлекателен прежде всего кредитом под гарантии по­ купателя их продукции. Делалась ставка и на строительство новых судов за счет иностранных кредитов с последующим ремонтом опять-таки за рубежом. Кроме того, не желая или не в силах нести расходы по поддержанию нор­ мального технического состояния судов, флотоводцы эксплуатировали их «до упора», когда использование становилось уже небезопасным и экономически нецелесообразным. В результате всех этих коллизий объемы производства на верфи сократились в пять раз, использование имеющихся мощностей состав­ ляло 18,7 процента, а производственных площадей - менее 30 процентов. И все же в уже упомянутом соглашении между администрацией об­ ласти, города и ОАО «Мурманская судоверфь» был очень важный пункт о сохранении на предприятии 1100 рабочих мест на срок не менее пяти лет. Так что, взвесив все за и против, кредиторы свое решение приняли. 26 марта 1999 года арбитраж утвердил мировое соглашение. Стало ясно, что полтора года в режиме внешнего управления для такого предприятия, как судоверфь, слишком малый срок. Газета «Рыбный Мурман» № 38 от 1998 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz