XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 2: Распад рыбацкой империи (1970-2000-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 356, [1] с. : ил., портр., карта.
XX век. СЕВРЫБА. Том 2. РАСПАД РЫБАЦКОЙ ИМПЕРИИ (1970-е - 2000 годы) Мурманская судоверфь (МСВ) Прощание с иллюзиями Осенью 1992 года бывшее головное предприятие ПОСП «Мурман ская судоверфь» стало акционерным обществом. Напомним, что в это произ водственное объединение судоремонтных предприятий входили и два СРЗ. Генеральным директором АО «Мурманская судоверфь», а также председа телем совета директоров (с двумя голосами из пяти) стал Владимир Евге ньевич Храпов, выбранный руководить верфью трудовым коллективом и счи тавшийся тогда, к концу 1980-х годов, одним из самых молодых «прорабов перестройки» в Заполярье. - Начало моего директорства совпало с учебой в Академии народ ного хозяйства, —рассказывает Храпов. - Я тогда у профессора Абалкина спрашивал: «Рынок постановлением не объявить. Кто будет конкурентом такому гиганту, как наша судоверфь ? Ведь нужны конкурирующие фирмы, которые бы насыщали рынок и заставляли каждого наращивать оборо ты». Абалкин затруднялся ответить на этот вопрос. У меня же вызре вало убеждение, что без внутренних структурных преобразований нам не обойтись...* С высоты нынешних лет каждый мог бы подсказать и теоретику-про- фессору, и практику-производственнику, что в своих рассуждениях они забы ли о Западе, о судоремонтных мощностях сопредельных стран. Но тогда, на заре отечественных рыночных отношений, об этом не задумывались. А под структурными преобразованиями Храпов имеет в виду дробление объедине ния на более мелкие производства. Ведь когда большой коллектив работает на один расчетный счет —нет мотивационных условий для напряженной ра боты. А теперь каждый из директоров заводов и фирм стоял перед необхо димостью решать, считать, проявлять инициативу в поиске заказов и, как ни банально это звучит - в ударной работе. Из верфи вычленялись кооперативы и малые предприятия, вновь обрели самостоятель ность заводы-филиалы. - Самостоятельн дическое понятие, а иное экономическое мировоз зрение, - с убеждением говорит Храпов. Поначалу он видит новую судоверфь как комплекс с некими неделимыми фондами, энергообеспечением, при чалами, которые используют производственные подразделения с четко выраженным профилем ра бот, известной долей самостоятельности. Храпов выступал сторонником сочетания всех форм соб ственности. Считал, что если малые фирмы будут самостоятельно искать пути окупаемости, то он, в. Е. Храпов как генеральный директор, больше сил сможет на править на основное производство, на общую стратегию...** * Мурманская судоверфь: была, есть и будет. Газета «Рыбный Мурман» от 9 апреля 1993 года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz