XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 2: Распад рыбацкой империи (1970-2000-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 356, [1] с. : ил., портр., карта.

XX век. СЕВРЫБА. Том 2. РАСПАД РЫБАЦКОЙ ИМПЕРИИ (1970-е - 2000 годы) И далее газета «Столица Карелии» сообщает о том, что в Петроза­ водске готовился договор, согласно которому Карелрыбфлот продает, а СПК «Рыболовецкий колхоз «Баренц-Рыбак» покупает траулеры «Оленино» и «Огневка» за смешные деньги. Журналисты прекрасно знали, что за этим «Баренц-Рыбаком» стоит местный олигарх, который был «на дружеской ноге» с главой республики. На состоявшейся по этому поводу пресс-конференции Житнему был задан вопрос: «Почему не продаете траулеры с аукциона - тому, кто наибольшую цену даст?» - И тут Борис Гоигорьевич вспылил, - пишет газета. - «Это част­ ная собственность! Какие аукционы могут быть, когда вы свою вещь про­ даете!» О предприятии, в котором 30 процентов государственного капита­ ла, Житний отозвался как о частной собственности. А о траулерах, на 30 процентов принадлежащих республике, - «свою вещь продаем!». Это не наше буквоедство и не оговорка Житнего. Это позиция. Вместо продажи через аукцион, с наибольшей выгодой для отрасли и бюджета, имущество продается тайком, кулуарно, за бесценок «своим» людям*. Зададимся вопросом: чем же располагал карельский флот в начале последнего десятилетия XX века и как встретил век XXI? В 1995 году ОАО «Карелрыбфлот» насчитывало 37 действующих судов и имело собственную ремонтную базу (две плавмастерские со штатом 300 человек), отапливаемые склады с запчастями на 8-10 лет вперед, боксы для хранения промыслового вооружения, причалы, аммиачную станцию (единственную на весь рыболо­ вецкий флот Северо-Запада), форелевый комплекс, автохозяйство... К 2000 году 9 судов были проданы, 7 арестованы за долги, 5 разу­ комплектованы и восстановлению не подлежали, 5 нуждались в ремонте, для которого не было ни запчастей, ни денег. Береговая ремонтная база была уничтожена. Склады пустовали: имущество, включая новые главные двигатели, было вывезено в неизвестном направлении. Автономная фин­ ская котельная продана. Форелевый комплекс перешел в чью-то частную собственность. Распроданы за гроши автокары, кран, 2 трактора, 2 автобуса марки «Икарус»... В марте 2002 года два лучших судна были проданы фирме «Ба­ ренц-Рыбак», одно сдано в аренду, 10 судов были арестованы либо заложе­ ны за долги, на два судна заявлен судебный иск. От одного из крупнейших флотов осталось 4 траулера. Склады были разрушены, трехэтажное кирпич­ ное здание администрации флота в центре Мурманска продано, общий долг предприятия составлял 11 млн. долларов. Так отразились на судьбе одного из лучших океанических флотов Северного бассейна акционирование и прива­ тизация государственной собственности. Мы прокляли его тысячу раз. Газета «Столица Карелии» № 15 от 28 марта 2002 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz