XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 2: Распад рыбацкой империи (1970-2000-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 356, [1] с. : ил., портр., карта.

XX век. СЕВРЫБА. Том 2. РАСПАД РЫБАЦКОЙ ИМПЕРИИ (1970-2000-е годы) «Базой флотов рыбной отрасли...» Эти слова не вызывали сомнений и у руководителей, «генералов» рыбного Мурмана тех лет. Но как сделать флот Северного бассейна более маневренным, более эффективным? Может, стоит попробовать объединить в единый флот все рыбодобывающие и прие­ мотранспортные суда, чтобы таким образом умножить усилия, прекратить борьбу личных интересов флотоводцев? И реорганизовать структуру самого штаба бассейна, то есть ВРПО «Севрыба». Но как? Эта идея, давно витав­ шая в воздухе, закрученная вихрем перестроечных ускорений и обновлений, сдвинула, и, казалось бы, в нужном направлении, неповоротливый рыбохо­ зяйственный комплекс Севера. Как водится, обратились к истории. Вспомнили, что сначала был тра­ ловый флот. Затем для развития специализированного дрифтерного промыс­ ла сельди было создано управление «Мурмансельдь», чей флот в основном состоял из средних рыболовных траулеров (СРТ) и сухогрузных плавбаз. Шло время. Запасы сельди истощились. СРТ переключились на облов других ви­ дов рыб, принося вместо прибыли убытки. В траловых флотах - Мурманском и Архангельском - вступали в строй высокоэффективные морозильные суда (БМРТ), которые стали все дальше уходить в море от родных причалов. Рас­ ширение географии промысла, а также ассортимента добываемой продукции привели к возникновению отряда транспортных рефрижераторов и перераба­ тывающих плавбаз, который со временем отпочковался, превратился в Сев­ рыбхолодфлот. Самой же Мурмансельди для улучшения финансово-экономи­ ческих показателей стали также поставлять морозильные суда, и, существуя под вывеской «Мурманрыбпрома», это управление-объединение уже мало чем отличалось от других добывающих флотов. На Мурманский рыбный порт базировались суда как рыбодобывающие, так и научно-поисковые, колхозные траулеры, транспорты и плавбазы Севрыбхолодфлота, а также флоты Архан­ гельска (траловый и рыбакколхозсоюза), Беломорской базы гослова. Ограни­ ченность сырьевых ресурсов, дефицит судоремонтных мощностей, нехватка транспортных рефрижераторов, проблемы судообрабатывающего комплекса, узкие места в береговой рыбопереработке - все это порождает неразреши­ мые противоречия, обиды и взаимные упреки при планировании, расстановке флота по районам промысла, распределении рыбных квот, лимитов судоре­ монта и материально-технического снабжения... Все так. Но надо с чего-то начинать. Может, вернуться к уже отрабо­ танной практике единого (объединенного) флота на базе Мурманского трало­ вого, Мурманрыбпрома и Севрыбхолодфлота? Эти три государственных мур­ манских флота призваны решать одну и ту же задачу - вырабатывать рыбную продукцию, но подчас в силу ряда причин они находятся в разных производ­ ственно-экономических условиях. А вот объединение и единое управление позволили бы повысить эффективность руководства таким флотом. Звучали и другие мнения. - Все тр и флота бассейна по своей сущности глубоко различ­ ны, - пишет бывший руководитель Мурмансельди и Севрыбхолодфлота Г. М. Бородулин. Хорошо зная внутренние пружины экономической деятель­ ности флотов, он заявляет: - По-видимому соль предложений заключается в том , чтобы общими были центральная бухгалтерия и финансовая часть, а

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz