XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 2: Распад рыбацкой империи (1970-2000-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 356, [1] с. : ил., портр., карта.

Часть вторая. Глава II. Флоты Архангельский тралфлот (АТФ) В июле 1989 года руководителем Архангельского тралового флота из­ брали И. Е. Дегтярева. Именно избрали, выразив недоверие прежним началь­ никам. - Период работы с 1990 года был, наверное, одним из самых сложных и тяжелых в жизни Архтралфлота за всю его историю, - считает промысло­ вый капитан и писатель В. П. Лупачев. - ...Росло недовольство плавсостава руководством предприятия. Поэтому группой авторитетных капитанов АТФ на должность генерального директора была предложена кандидатура И. Е. Дегтярева. Он был опытным рыбаком, а самое главное - настойчи­ вым, не боялся давления со стороны структур и органов власти, в том чис­ ле горкомов, обкомов, которые пытались порой диктовать свои решения производственникам... Новый генеральный с помощью своих сторонников сразу приступил к делу*. Для вывода флота из тяжелого финансового положения приняли реше­ ние о модернизации посольно-свежьевых траулеров. Был разработан проект удлинения ПСТ на 10 метров и установки на них морозильного оборудования. В 1990 году АТФ пополнился первым траулером РТМК-С типа «Моонзунд» - «Юозас Алексонис». Через два года - еще двумя. Таким образом неперспек­ тивный, убыточный флот встал на ноги. Были построены радиоцентр, кон­ сервный завод, подсобное хозяйство, около 250 квартир, оздоровительный комплекс, создали собственный автопарк. При этом АТФ не избавился ни от одного ведомственного детского сада, в то время как повсюду акционирован­ ные предприятия торопливо «отпихивали» от себя соцкультбыт. В марте 1993 года Архангельский тралфлот был внесен в международный реестр стабиль­ но работающих и перспективных фирм. Однако промысловых квот не хвата­ ло, и суда по несколько корпусов стояли в рыбном порту Маймаксы на отстое. Старые ПСТ и БМРТ приносили флоту лишь убытки. - Самая главная проблема, которую нам удалось решить, - это вы­ вод флота из прорыва. Появилась уверенность людей в своих возможно­ стях, - считает Дегтярев. И добавляет: - ...Но у многих моряков появилось рвачество. Это очень плохая черта. В столь сложной ситуации мы идем на разовые инъекции - по требованию моряков увеличиваем зарплату... Они считают: раз я выбранный - будем требовать. Не будет выполнять наших требований - переизберем, снимем. Что ж, я к этому готов. Гпавная цель достигнута - доказано, что объединение «Архангельскрыбпром» способно работать. Но если оно будет работать только на поглощение, толку не будет. Пора понять, что государственных дотаций нет, а поскольку мы на самоокупаемости, должен быть создан стартовый капитал...** Как неудачу Дегтярев расценивает сложившиеся отношения между ним и другими руководителями объединения. Он полагал, что, возглавив кол- * В. П. Лупачев. Двухтомник к 100-летию АТФ. Т. 2. Архангельск, 2020. ** Противостояние или поиск истины? Газета «Рыбный Мурман» от 2 августа 1991 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz