XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 2: Распад рыбацкой империи (1970-2000-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 356, [1] с. : ил., портр., карта.

Часть вторая. Глава II. Флоты обменно-закупочные операции расцениваются как единый производствен­ но-технологический процесс...* К осени 1993 года по результатам проверок государственной налого­ вой инспекции по Мурманской области (ГНИ) Севрыбхолодфлот практически был поставлен на грань банкротства. Предъявленные штрафные санкции со­ ставили 36 млрд рублей и 50 млн американских долларов, что в несколько десятков раз превышало стоимость основных фондов и оборотных средств флота. Несколько слов о рефлагировании флота. Как только рухнуло Министерство рыбного хозяйства, как только суда и флоты стали приватизироваться и исчезли государственные субсидии, сразу же встал вопрос: а зачем ловить рыбу в Перу или Чили, если это не­ рентабельно? Началось резкое сокращение районов промысла, суда стали перебазироваться в Мурманск. И что делать в такой ситуации СРХФ, как ис­ пользовать транспорта? Положение усугублялось тем, что у промысловиков тоже началось интенсивное списание судов, потому что денег тогда ни у кого не было. И идея создания международной морской транспортной структуры, так называемого ПУЛа (от английского «взнос», «вклад»), была в те време­ на просто спасительной. Предлагалось создать структуру, которая, собрав по стране освободившийся тоннаж транспортного флота, использовала бы его на международных перевозках кур, мяса, масла, рыбы и так далее. И вот эта идея реализовалась. Кредит на покупку новых судов можно было взять в иностранном банке только под залог пароходов. А для этого суда надо было рефлагировать. —Я и представить себе не мог, какая нешуточная борьба будет за рефлагирование флота! - рассказывает А. Ф. Леванов. - К тому времени мы приватизировались, стали называться акционерным обществом, как владельцы судов, казалось бы, были вправе распоряжаться их судьбой... По­ дали в Комитет по рыболовству России документы со всеми расчетами и доказательствами. И вот картина: наш человек из Севрыбхолодфлота две недели ходит безуспешно по кабинетам, его футболят от клерка к клерку. И тогда я приехал на прием к своему бывшему начальнику, руководителю Комитета Владимиру Федоровичу Корельскому и спросил: - Как нам жить дальше, если палки в колеса ставят на самом глав­ ном сегодня пути? Корельский подписал разрешение на рефлагирование. Взяли кредит и купили два банановоза. Для нас эти суда были просто необходимы...** Осенью 1993 года финансовые проблемы в АО «Севрыбхолодфлот» достигли апогея. Взаимные неплатежи, финансовая и законодательная не- * Налоговый беспредел. Газета «Рыбный Мурман» от 8 октября 1993 года. ХУСНЕТДИНОВ Наиль Ибрамович (1951-2016). Окончил Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства (КТИРПиХ). С 1974 года в Мурманске: мастер, инженер ООТиЗ, главный экономист объединения «Мурманская судоверфь», с 1990 года - заместитель начальника по экономике Севрыбхолодфлота, затем — в АРП «Севрыба».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz