XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 2: Распад рыбацкой империи (1970-2000-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 356, [1] с. : ил., портр., карта.

XX век. СЕВРЫБА. Том 2. РАСПАД РЫБАЦКОЙ ИМПЕРИИ (1970-е - 2000 годы) кармане? Моряк заработал, например, в рейсе около шести тысяч долларов (матрос). Правда, рейс длился около 200 суток. Но за эти же 200 суток из семейного кошелька он ни рубля не взял. А его молодые здоровые сверстни­ ки в Мурманске бьются в тисках безработицы и сатанеют от безденежья, от безнадежности... Ни для кого не было секретом, что дробление флота, так называемая структурная реорганизация, прежде всего подразумевало рост долгов по на­ логам на головном предприятии. Отпочковавшиеся от флота-матки юридиче­ ски самостоятельные фирмы начинали работу с чистого листа, а компании, зарегистрированные в офшорных зонах, вообще не платили налогов в бюд­ жет и внебюджетные фонды. Тем временем груз прежних долгов без всякой перспективы их погашения рос на «маточном» предприятии. Кто-то, упираясь, тянул этот воз. Кто-то оставлял его вместе с головным предприятием в ког­ тях налоговых служб. Бросал, как по весне оставляет змея старую, ненужную шкуру. С волками жить... К середине 1990-х годов флотоводцы Мурмана пришли к выводу, что негативные процессы, происходящие в рыбной промышленности Северного бассейна, носят уже необратимый характер. И невозможно (исключая вари­ ант целенаправленной объемной государственной поддержки) реанимиро­ вать деятельность предприятий в том объеме, в котором это было раньше. Значит, можно реально решать лишь задачу сохранения наиболее эффектив­ ной части флота. - Я считаю, что период выживания вовсе не закончен, - заявляет генеральный директор тралфлота Ю. Б. Прутков в начале 1996 года. - ...Сей­ час предусматриваем следующий шаг. Постоянно ищем оптимальные ва­ рианты оплаты труда, - ставим зарплату в зависимость от качества продукции, от типа судна, от безаварийности работы... Я не сторонник дробления мощного крупного предприятия, у которого десятилетиями на­ капливался опыт хорошей работы. Нам нужны структурные изменения, но лишь внутри флота*. Но слова - словами, а дела - делами. И помимо сдачи судов в аренду в иностранные компании, МТФ начал создавать юридически самостоятельные дочерние компании на базе имущества флота. Как правило, сам флот-матка сохранял контроль над выделенными структурами через акции и долю уча­ стия. Зачем и кому было нужно это дробление флота? Официально, то есть в СМИ и на различного рода совещаниях, выдвигалась мысль, что подобная ре­ структуризация позволит сохранить имущество, приносящее доход, и более эффективно его использовать. Позволит максимально сохранить рабочие ме­ ста, квалифицированные кадры, а значит - имя и традиции старейшего флота страны. Хотя были и более прагматично смотрящие на жизнь специалисты, которые утверждали, что основной целью подобной схемы вывода судов был уход от налогов. То есть ослабить со стороны правоохранительных органов контроль за выловом и полученной прибыли от реализации продукции. Единственный. Достойный! Газета «Рыбный Мурман» от 12 января 1996 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz