XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 2: Распад рыбацкой империи (1970-2000-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 356, [1] с. : ил., портр., карта.

Часть первая. Глава I. Единый флот Северного бассейна Не изменяя своей особой, экономической точке зрения на проблемы, Мананков увязал интересы коллектива с интересами других партнеров-смеж- ников по «Договору 14-ти». Он сказал понятные каждому работяге слова, что, раз рыба сама идет в руки, значит, ее надо суметь принять и обработать, что­ бы потом получить дополнительное материальное вознаграждение и другие осязаемые блага. И не нужны для этого никакие лозунги и договоры. Всякого рода мероприятий, программ и нормативных документов хватало с избытком. Не было одного - ответственности тех, от кого зависел успех общего дела. А от кого он зависел, этот успех? От рыбака, стоящего на вахте, или рыбообработчицы, выполняющей сменное задание? От капитана судна или начальника цеха, завода? От флотоводца или руководителя рыбоперераба­ тывающего комплекса? От работника «Севрыбы» или заведующего отделом обкома КПСС? От министра рыбного хозяйства страны или партийного лиде­ ра? Да от каждого из них, если их интересы совпадали. Но как подсчитать-сло- жить интересы моряка приемотранспортного флота и рыбака промыслового объединения, интересы экипажа и флота, слесаря-судоремонтника и прора­ ба, рыбообработчика и работника сбытовой организации, продавца и покупа­ теля? У каждого из них свои нормы, оклады, паи, тарифы, показатели-атте- стации. И тогда на помощь приходили лозунги и призывы, медали и ордена, переходящие красные знамена и вымпелы в честь победителей социалисти­ ческого соревнования. ...Вернемся, однако, к столь важной проблеме, как обеспечение бес­ перебойной работы рыбацкого конвейера. В середине 1980-х годов Северный бассейн испытывал острую нехватку транспортных рефрижераторов. Севры­ ба старалась сделать все для того, чтобы обеспечить транспортами прежде всего отдаленные районы промысла, где экипажи судов, набрав полный груз, подчас вынуждены были дрейфовать в ожидании выгрузки. Иное дело Ба­ ренцево море. Работающим здесь экипажам далеко не всегда было выгодно дожидаться подхода транспортов, и они шли на разгрузку в порт «по зеле­ ной». То есть становились как бы лишними, внеплановыми судами для порта, рыбокомбината, железной дороги. Приход «по зеленой» был объективен, эко­ номически и морально оправдан. Пока судно стояло у причала под выгрузкой, береговые специалисты могли его подремонтировать, снабдить всем необхо­ димым, да и сами рыбаки имели возможность отдохнуть от моря, побывать дома, повидать близких. Но ведь происходило это в стране, где план - закон, а незапланированная инициатива... Да-да, беззаконие, за которое надо нака­ зывать. А если не наказывать, если попытаться обустроить рыбакам «зеленую улицу» в родной порт? Для этого надо предугадать, знать периоды промысло­ вых «вспышек» в Баренцевом море, чтобы держать «на товсь» все имеющи­ еся резервы. Заранее подготовить причалы, сформировать дополнительные бригады грузчиков, рассчитать количество вагонов. Все упиралось в сроки, ведь работа столь мощных производственных структур, как морской рыбный порт, рыбообрабатывающий комбинат, отделение Октябрьской железной до­ роги планировалась не за день-неделю-месяц. А рыба, как известно, дело

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz