XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 2: Распад рыбацкой империи (1970-2000-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 356, [1] с. : ил., портр., карта.

V ./■; ^ ■' Часть первая. Глава ѴІіІ. На рубеже десятилетий Первые кооперативы Кто-то очень услужливый запишет в типовых уставах ООО и ЗАО, что основной целью создания этих обществ является «получение прибыли». И нарождающиеся предприниматели очень скоро перестанут рассуждать о совести и справедливости. В бизнесе друзей нет - есть соперники и конкурен­ ты. Пока же само слово «кооператор» было ругательным. Прежний уравнительный принцип оплаты труда создал некий общий для многих уровень жизни и поддерживал «ровный» характер отношений между работниками. Во многих коллективах, чтобы не ссориться, применя­ ли КТУ (коэффициент трудового участия) формально, деля деньги поровну. Любые дополнительные доходы более инициативного соседа пробуждали в советском человеке чувство благородного негодования. Негодования, которое поначалу базировалось на чувстве справедливости, а потом, когда человек повсеместно видел «узаконенные переменами беззакония», - это негодова­ ние превратилось в обыкновенную зависть. Мурманские газеты писали о неблаговидных действиях отдельных руководителей флотов и береговых предприятий. Мол, тралфлот создал ре­ жим наибольшего благоприятствования ряду кооперативов, в состав которых вошли ведущие специалисты флотских отделов и бухгалтерии. Сообщалось, что некоторые руководители умело сочетают заботу о коллективе с собствен­ ной выгодой. На территории судоверфи вполне комфортно обосновался коо­ ператив «Стальконструкция». Казалось бы, всем от этого хорошо: и флотам, которые платили верфи 12 рублей за сметный час доковых работ, а коопера­ тиву-лишь 7 рублей; и самим судоремонтникам, которые на верфи получали по полторы-две тысячи рублей в месяц, а в кооперативе в 3-4 раза больше. В накладе осталось лишь базовое предприятие, сама Мурманская судовер­ фь. Почему? Около двухсот квалифицированных судоремонтников взяли рас­ чет и перешли в «Стальконструкцию». Кооператив получил в свое распоря­ жение уже готовых специалистов, и мало кто задумывался о том, что на их место в цеха приходят ученики-новички, которых надо обучать... Что верфь, как госпредприятие, выделяет из своей прибыли средства для содержания столовых, детских садов, профилакториев. Значительная часть доходов идет на конструкторские бюро, технические отделы, транспорт - без всего этого просто немыслимо производство. А кооператив... - «Стальконструкция» бесконтрольно пользуется нашими услуга­ ми и людьми, - рассказывает председатель профкома верфи В. В. Сабурин. - Например, заключили кооператоры с каким-нибудь судокорпусником дого­ вор, по которому т о т обязуется во вторую смену выполнить определен­ ный объем работ. И э т о т судокорпусник, когда рабо тает на верфь в свою законную первую смену, может кое-что сделать и для второй смены - коо­ перативной, чтобы не пришлось надрываться до полуночи. Проконтроли­ ровать э то практически невозможно*. * Дефицит совести. Газета «Рыбный Мурман» от 1 июня 1990 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz