XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 2: Распад рыбацкой империи (1970-2000-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 356, [1] с. : ил., портр., карта.

Часть первая. Глава V. Основные береговые предприятия Мурманская судоверфь (МСВ) Напомним читателю, что после реконструкции 1960-1970-х годов про­ изводственное объединение судоремонтных предприятий (ПОСП) «Мурман­ ская судоверфь» стало ведущим на севере страны предприятием с новой для рыбного хозяйства системой управления. По универсальности технических и технологических возможностей верфи не было равных в отрасли. На воору­ жении флотов постоянно находилось в эксплуатации 50-60 типов и проектов судов. Несмотря на это разнообразие, судоремонтники успешно осуществля­ ли плановый ремонт, модернизацию и техническое перевооружение флота, что позволяло рыбакам выполнять и перевыполнять планы по вылову, пере­ работке и транспортировке рыбной продукции. Головное предприятие и два судоремонтных завода (СРЗ-1 и СРЗ-2) насчитывали до 8000 работающих. Слесари М. В. Шеронкин и Ф. Г. Кондаков получили звание Героя Социалистического Труда. В 1981 году бригадир сле­ сарей П. И. Донское и заместитель главного инженера М. И. Ковальский стали лауреатами Государственной премии СССР за создание и внедрение в произ­ водство новых высокоэффективных машин и оборудования для комплексной переработки океанических видов рыб. В 1983 году было создано современное доковое производство. В 1986 году трудовому коллективу верфи был вручен орден Октябрьской Революции. В 1987 году Государственную премию СССР получил бригадир судоремонтников СРЗ-1 Г. Н. Бурдейный. На верфи восста­ навливались все типы судов, приписанных к портам Северного бассейна: от буксира, СРТ до плавбазы. Выполнялся ремонт всех видов дизелей, велись работы от металлизации и цельного чугунного литья до изготовления топлив­ ной аппаратуры. За счет применения станков с числовым управлением дости­ галась высокая точность обработки судового оборудования. Большой объем ремонтных работ выполнялся непосредственно на стоящих у причалов судах. Причалы эти тянулись на полтора километра, в том числе построенные из металлического шпунта и железобетона. Работали портальные краны грузоподъемностью до 30 тонн. Был и судоремонтный пирс длиной 272 погонных метра, два плавпричала. За годы реконструкции были построены десятки объектов энерго­ снабжения, водо- и теплоснабжения, открытых механизированных складских площадок с крановым оборудованием. Кадры судоремонтников готовило пре­ красно оборудованное ПТУ № 12 на 400 мест... Как всегда, хватало и трудностей. Мурманский литератор В. П. Семе­ нов пишет: - Поскольку Мурманская судоверфь в составе ВРПО была главной силой судоремонта, «Севрыба» всегда на нее «давила», заставляла делать массу дополнительных работ, несвойственных профилю предприятия. 2-й коптильный завод, 3-й коптильный завод, рыбокомбинат, мукомольный за­ вод, автобаза, фабрика орудий лова, жестяно-баночная фабрика, бондар­ ный завод - все нестандартное оборудование для них делала судоверфь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz