XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 2: Распад рыбацкой империи (1970-2000-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 356, [1] с. : ил., портр., карта.

XX век. СЕВРЫБА. Том 2. РАСПАД РЫБАЦКОЙ ИМПЕРИИ (1970-2000-е годы) Работа в приантарктической части Атлантики и ЮВТО требовала мак­ симально быстрых решений множества постоянно возникающих проблем. Прежде всего это касалось поиска перспективных промысловых районов для обеспечения устойчивой работы рыболовных флотилий трех советских объе­ динений - «Дальрыбы», «Севрыбы» и «Азчеррыбы». Возрастающий рыбодо­ бывающий пресс в отдельных случаях приводил к тому, что популяции наибо­ лее ценных видов рыб не выдерживали всей мощи промысла, истощались и теряли промысловое значение. Так случилось, например, с уникальным ста­ дом нототении. Фактически через три года после начала интенсивного лова эта популяция исчезла. Проработав около десяти лет в Южной Атлантике, в 1979 году основ­ ная ударная сила Северного бассейна - БАТы и БМРТ-408 (Бочковы) - стали осваивать южную часть Тихого океана, проходя через пролив Дрейка. С 1980 года суда Севрыбы стали ходить в Тихий океан через Панамский канал. Вслед за ними на промысел ставриды устремились наиболее мощные суда двух других союзных главков-объединений. Смену экипажей и междурейсовое об­ служивание траулеров производили в Перуанском порту Кальяо, где своевре­ менно была создана совместная компания «Совинка». Этот очень трудный, но динамичный и интересный район промысла сохранялся до распада СССР. Продолжалось освоение новых районов и объектов лова в при­ антарктической части Атлантики. Там добывали криль, ледяную рыбу. На се­ вере, в Норвежском море, начали ловить путассу. То есть флот работал фак­ тически на всей акватории Атлантики, как говорится, от полюса до полюса. Главной проблемой стало обеспечение всем необходимым судов, ведущих промысел, а также вывоз готовой продукции. И хотя Севрыбхолодфлот си­ стематически пополнялся новыми крупными транспортными рефрижератора­ ми - он с трудом справлялся с этой задачей. Потому что основной отряд ТР типа «Сибирь» не мог успешно работать в отдаленных и теплых по погодным условиям промквадратах. А именно в южной части Тихого океана находились наиболее мощные промысловые суда типа «Горизонт» и «Алтай». Сложно решалась задача, связанная с пищевой ценностью добываемо­ го сырья. Если нототения, крупный хек, скумбрия, ледяная рыба не вызывали никаких вопросов с реализацией, то после введения ограничительных зон ас­ сортимент добываемой рыбы резко сократился. Часть флота стала работать на криле, который в мороженом виде шел только на кормовые цели. В Тихом океане добывалась преимущественно разноразмерная ставрида. Выполнение плана по выпуску пищевой продукции шло с большим напряжением. - Еще раз необходимо о тм е т и т ь , ч то крупномасштабный промы­ сел в о ткры том океане - одно из сложнейших направлений деятельности человека на нашей планете, ибо э та отрасль имеет дело с животным миром в глубине океанов и морей, где само присутствие человека являет­ ся, по общему признанию, героическим делом и становится уделом муже­ ственных, стойких людей, - подчеркивает М. И. Каргин. - Каждый промыс­ ловый рейс, по су ти своей, является трудным испытанием духовных и физических сил моряка, особенно в длительных плаваниях, да еще в слож­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz