XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 2: Распад рыбацкой империи (1970-2000-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 356, [1] с. : ил., портр., карта.

Часть первая. Глава V. Основные береговые предприятия как основное орудие производства грузчиков, давно была списана в утиль. Такая форма организации труда, какУКБ (укрупненная комплексная бригада), создала условия для внедрения новой технологии и широкого применения механизмов, экономии трудовых и материальных ресурсов, активного уча­ стия докеров в управлении производством через советы бригад. Совершен­ ствовалась система оплаты труда портовиков. Не будем в этой книге говорить о внедрении коэффициента трудово­ го участия, о роли стивидора-бригадира и различных хозяйственных экспе­ риментах, которые, как на испытательном полигоне, проводились в порту. Имена лучших докеров-механизаторов вставлялись в речи-доклады партсов- хозпрофлидеров различных рангов. Вспомним хотя бы бригады Зарецкого и Лучанинова, Федорова и Омельченко, Желтова и Разгонова. Вершиной в орга­ низации бригад в порту считалось внедрение частичного хозрасчета. «Давай подряд!» - кричали упоенные первыми результатами торопыги-реформаторы. Управленцы смотрели более трезво: подряд - это полная экономическая са­ мостоятельность низового звена. Значит, на каждую погрузку-выгрузку надо полностью рассчитать себестоимость, норму, зарплату для каждой бригады. Для этого придется вдвое увеличить численность управленческих отделов. Плюс к тому каждой бригаде потребуется открыть свой счет в банке, взять в штат на полставки бухгалтера... С реорганизацией схемы управления Северного бассейна рыбный порт стал структурной единицей вновь созданной «Севрыбы», вобрав в себя Севрыбсбыт и транспортно-складскую контору. От таких перемен экономиче­ ской свободы портовики не ощутили, финансовой помощи не получили, зато в полной мере испытали на себе диктат со стороны «Севрыбы», болеющей за «свой» Севрыбхолодфлот, суда которого в ущерб других флотов обрабатыва­ лись в первую очередь. Перейдя на хозрасчет, в порту на многое взглянули иными глазами, стали беречь каждую копейку. Сократили 700 работников, списали старые, отслужившие свой срок суда портофлота, начали реконструкцию причалов на Угольной базе, повысили тарифы на оказание услуг сторонним организаци­ ям, стали копить валюту на реконструкцию нефтебазы. Впервые по-хозяйски взглянули на такую проблему: если судно простаивает у причала, то порт пла­ тит штраф флоту, исходя из суммы суточной эксплуатации этого судна. Одна­ ко, когда простаивают портовики из-за отсутствия судов, им никто не платит. А ведь простаивают и люди, и механизмы, растут убытки. И за простой ваго­ нов платит порт, а не флоты. Разве в этом заключается экономическая само­ стоятельность и свобода предприятий-смежников? Руководители порта очень трезво и без излишней паники-суеты смо­ трели в будущее. Хотя внутренних проблем в коллективе было немало. О них поведал начальник первого грузового района П. П. Бутусов с трибуны бассей­ новой конференции рыбаков летом 1989 года: - Последние тр и пятилетки усилия «Севрыбы» и министерства были направлены на развитие рыбокомбината и модернизацию флота. На смену бортовичкам пришли ПСТ, а выгрузка рыбы в порту происходит

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz