XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 1: От Муррайрыбы к Севрыбе (1920-1970-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 343 с. : ил., портр., факс.
XX век. СЕВРЫБА. Том I. ОТ МУРРАЙРЫБЫ К СЕВРЫБЕ (І920-І970-е годы) пления морского окуня. В Мурманск полетела радиограмма, подписанная ми нистром: «...сделали несколько тралений... за двадцать минут полный трал... Направляйте в наш район корабли». Участок, где были обнаружены мощные концентрации морского окуня, назвали банкой «Свердловска». В сентябре-ок тябре на Флемиш-Кап пришла группа БМРТ Мурманского тралового флота. Так была открыта дорога в СЗА. Осенью 1956 года первыми испытали разноглубинный трал и освоили пелагический лов сельди в Норвежском море экипажи БМРТ «Северное сия ние» (капитан В. И. Закурдаев) и БМРТ «Витебск» (капитан В. Р. Требушной). Вскоре разноглубинный лов рыбы стал одним из важнейших резервов повы шения эффективности тралового промысла. Летом 1958 года состоялся экспериментальный рейс ТР «Иркутск» в Северо-Западную Атлантику по разгрузке БМРТ на ходу в открытом море (требовалось снять с траулеров мороженую рыбу и снабдить их картонной тарой). Таким образом, было положено начало новой экспедиционной форме организации промысла при работе крупнотоннажных промысловых судов в отдаленных районах Мирового океана, которую впоследствии переняли дру гие бассейны страны. Результаты этого экспериментального рейса были по трясающими: за девять суток чистого времени грузовых операций «Иркутск» принял с восьми БМРТ 2716 тонн мороженой рыбы. Это позволило продлить время нахождения БМРТ на промысле на 536 (!) судо-суток и дополнительно выработать 1670 тонн рыбопродукции... Была отработана тактика шварто вок крупнотоннажных судов друг к другу и безопасной стоянки их в открытом море. В дальнейшем такие швартовки в море, на ходу, стали обычным делом. 13 июня 1958 года экипаж БМРТ «Серафимович» под руководством А. Ф. Тарана совершил первое траление в экваториальных водах. На поиск и лов сардины из Мурманска к берегам Африки был направлен и БМРТ «Се верное сияние» (капитан В. И. Закурдаев). Впоследствии, в 1980-е годы, в Центрально-Восточной Атлантике мурманчанами был развернут широкомас штабный промысел. В порту строились причалы для базирования крупнотоннажных судов, развивались мощности по производству картонной тары, строились холодиль ники для хранения мороженой рыбы, расширялся рефрижераторный подвиж ной состав на железной дороге, увеличивались емкости для хранения топлива, усовершенствовались и строились дополнительные мощности на Мурманской судоверфи. То есть появление нового, прогрессивного способа производства повлекло за собой качественные изменения в деятельности обслуживающих отраслей. Поступающие на флот БМРТ пошли в дальние районы промысла, давая начало новому этапу в развитии рыбной отрасли Севера. В 1961 году МТФ преодолел полумиллионный рубеж вылова, добыв за год 514 300 тонн. На флот прибыло четыре БМРТ из Польши, так что больших морозильных рыболовных траулеров насчитывалось уже 32 единицы. Всего судов было 268. В 1962 году кроме Джорджес флот работал на банках в районе канад ского полуострова Новая Шотландия. БМРТ «Гоголь» после разгрузки на Кубе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz