XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 1: От Муррайрыбы к Севрыбе (1920-1970-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 343 с. : ил., портр., факс.

Более тридцати траулеров не вернулись после Великой Отечествен­ ной войны из боевых походов и промысловых рейсов. Оставшиеся суда нуж­ дались в серьезном ремонте. 1947 год принес траловому флоту успех: в среднем на один тральщик было добыто 43 тысячи центнеров рыбы, что на 5 тысяч выше уловов дово­ енных лет. В 1948 году 24 тралфлотовских экипажа обязались выполнить годо­ вые задания к 31-й годовщине Великого Октября. На флоте стали появляться первые траулеры с красными звездами на рубках - по количеству лет, когда команды этих судов справлялись с годовыми заданиями к 7 ноября. В 1948-1949 годы в МТФ родилось новое начинание: соревнование за скоростные рейсы, то есть увеличение добычи рыбы за счет ускорения обо­ рачиваемости судов. Такие рейсы требовали резкого повышения организации труда в море и на берегу, безукоризненной работы машинной и палубной ко­ манд. Так, траулер «Ленинград», где капитаном был А. Я. Маклаков, за год сэкономил 27 суток, или почти два полных рейса. 8 июля 1949 года вышел в первый рейс созданный мурманскими кора­ белами малый траулер «Новатор» с принципиально новой схемой кормового траления. Начиная с первых послевоенных лет группа инженеров эксперимен­ тальной базы МТФ искала пути создания подобных судов, да и сама идея кормо­ вого траления зародилась в Мурманском траловом флоте. Впервые ее озвучил капитан К. А. Патон, а флотские инженеры и конструкторы испытали этот способ на практике. До конца 1949 года «Новатор» успешно произвел около ста экс­ периментальных кормовых тралений. Опыт мурманских специалистов был ис­ пользован при создании проектов отечественных крупнотоннажных траулеров. В 1950-1952 годы МТФ пополнился новыми, более мощными судами. Среди них 5 больших рыболовных траулера (БРТ) типа «Кремль» бельгийской постройки с автономностью плавания 90 суток. Плюс паровые суда бортового траления польской постройки. В целом Мурманский траловый флот добыл в 1950 году 1915 тысяч центнеров рыбы и успешно завершил план первой по­ слевоенной пятилетки. 4 мая 1955 года в Мурманск пришел первый большой морозильный рыболовный траулер «Пушкин». БМРТ имел характерные изменения практи­ чески во всем: от процесса добычи рыбы до обслуживания в порту. Осваивая траулер такого типа, понадобилось сконструировать новые тралы (сначала донный, а потом разноглубинный), спроектировать новые траловые доски и другие приспособления, научить экипажи грамотно эксплуатировать эти более сложные суда, освоить новые районы промысла и лова новых видов рыбы. В августе 1956 года БМРТ «Свердловск» под командованием П. П. Ко- рехова впервые пересек Атлантический океан. На борту траулера находился министр рыбной промышленности Союза ССР А. А. Ишков с группой научных работников ВНИРО и ПИНРО, которые решили «прощупать» сырьевую базу Северо-Западной Атлантики (СЗА), где уже давно промышляли суда других стран. По мере подхода к берегам Америки делались контрольные траления и на юго-западном склоне банки Флемиш-Кап были обнаружены хорошие ско­ Часть вторая. Глава I. Флоты •V

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz