XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 1: От Муррайрыбы к Севрыбе (1920-1970-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 343 с. : ил., портр., факс.
Более тридцати траулеров не вернулись после Великой Отечествен ной войны из боевых походов и промысловых рейсов. Оставшиеся суда нуж дались в серьезном ремонте. 1947 год принес траловому флоту успех: в среднем на один тральщик было добыто 43 тысячи центнеров рыбы, что на 5 тысяч выше уловов дово енных лет. В 1948 году 24 тралфлотовских экипажа обязались выполнить годо вые задания к 31-й годовщине Великого Октября. На флоте стали появляться первые траулеры с красными звездами на рубках - по количеству лет, когда команды этих судов справлялись с годовыми заданиями к 7 ноября. В 1948-1949 годы в МТФ родилось новое начинание: соревнование за скоростные рейсы, то есть увеличение добычи рыбы за счет ускорения обо рачиваемости судов. Такие рейсы требовали резкого повышения организации труда в море и на берегу, безукоризненной работы машинной и палубной ко манд. Так, траулер «Ленинград», где капитаном был А. Я. Маклаков, за год сэкономил 27 суток, или почти два полных рейса. 8 июля 1949 года вышел в первый рейс созданный мурманскими кора белами малый траулер «Новатор» с принципиально новой схемой кормового траления. Начиная с первых послевоенных лет группа инженеров эксперимен тальной базы МТФ искала пути создания подобных судов, да и сама идея кормо вого траления зародилась в Мурманском траловом флоте. Впервые ее озвучил капитан К. А. Патон, а флотские инженеры и конструкторы испытали этот способ на практике. До конца 1949 года «Новатор» успешно произвел около ста экс периментальных кормовых тралений. Опыт мурманских специалистов был ис пользован при создании проектов отечественных крупнотоннажных траулеров. В 1950-1952 годы МТФ пополнился новыми, более мощными судами. Среди них 5 больших рыболовных траулера (БРТ) типа «Кремль» бельгийской постройки с автономностью плавания 90 суток. Плюс паровые суда бортового траления польской постройки. В целом Мурманский траловый флот добыл в 1950 году 1915 тысяч центнеров рыбы и успешно завершил план первой по слевоенной пятилетки. 4 мая 1955 года в Мурманск пришел первый большой морозильный рыболовный траулер «Пушкин». БМРТ имел характерные изменения практи чески во всем: от процесса добычи рыбы до обслуживания в порту. Осваивая траулер такого типа, понадобилось сконструировать новые тралы (сначала донный, а потом разноглубинный), спроектировать новые траловые доски и другие приспособления, научить экипажи грамотно эксплуатировать эти более сложные суда, освоить новые районы промысла и лова новых видов рыбы. В августе 1956 года БМРТ «Свердловск» под командованием П. П. Ко- рехова впервые пересек Атлантический океан. На борту траулера находился министр рыбной промышленности Союза ССР А. А. Ишков с группой научных работников ВНИРО и ПИНРО, которые решили «прощупать» сырьевую базу Северо-Западной Атлантики (СЗА), где уже давно промышляли суда других стран. По мере подхода к берегам Америки делались контрольные траления и на юго-западном склоне банки Флемиш-Кап были обнаружены хорошие ско Часть вторая. Глава I. Флоты •V
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz