XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 1: От Муррайрыбы к Севрыбе (1920-1970-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 343 с. : ил., портр., факс.

XX век. СЕВРЫБА. Том I. ОТ МУРРАЙРЫБЫ К СЕВРЫБЕ (І920-І970-е годы) В промфлоте на 1 января 1934 года работали 2831 человек. Был и резерв, который насчитывал 205 моряков и делился на две примерно равные группы: платный и бесплатный. В 1935 году лучшие тралфлотовские суда вышли в стахановские рей­ сы, стремясь доказать, что каждый траулер может добывать за год по 30 и бо­ лее тысяч центнеров рыбы. Борьба за повышение производительности труда, за улучшение качества продукции, за максимальное использование техники приобрела массовый характер. Однако добыть 30 тысяч центнеров рыбы в 1935 году удалось лишь экипажу РТ-29 «Киров» (капитан Г. Г. Тисленко). 16 апреля 1935 года группа работников МТФ была награждена ор­ денами Ленина и Трудового Красного Знамени. Среди них начальник флота И. Б. Богачев и лучшие капитаны-промысловики. Они стали первыми ордено­ носцами рыбного Мурмана. Летом 1935 года на мурманском рейде появился красавец-рефриже­ ратор «Пищевая индустрия», пришедший из Англии. Он стал первой плавба­ зой на рыбных промыслах Севера. Мурманский траловый флот к середине 1930-х годов был самым мощным в СССР. В январе 1937 года началось освоение нового промыслового района, названного по имени его первооткрывателя Демидовской банкой. 28 октября 1937 года в структуре треста «Мурманрыба» был организо­ ван отдел промысловой разведки. 8 декабря 1937 года экипаж РТ «Киров» рапортовал о вылове 60 тысяч центнеров рыбы с начала года. 1938 год стал первым годом освоения тралфлотовскими моряками ак­ тивного лова сельди. Всего было добыто 70 тысяч центнеров вместо 50 тысяч по плану. Опыт освоения дрифтерного лова сельди полностью себя оправдал. В 16 часов 30 минут 22 июня 1941 года радиостанция тралового флота передала капитанам всех траулеров приказ прекратить промысел и следовать в порт. В день нападения фашистской Германии на СССР в Баренцевом море работали десятки траулеров. Многие из них находились за 500-600 миль от своих баз. Задача состояла в том, чтобы быстро и без потерь вернуть в порт эти невооруженные суда, часть которых была уже загружена рыбой. Приказом наркомата рыбной промышленности флот перебазировал­ ся в Архангельск, куда морем и по железной дороге эвакуировалось из Мур­ манска флотское береговое имущество, запасы сырья, станки, оборудование. Вскоре в город на Двине переехало управление тралового флота. К лету 1941 года в Мурманском траловом флоте было 63 траулера, в Архангельском тралфлоте - 17. После необходимого дооборудования боль­ шая часть РТ траловых флотов вместе с экипажами вошла в состав Север­ ного военно-морского флота. Экипажи мобилизованных РТ, пройдя необходи­ мую подготовку, становились на боевую вахту. Как правило, командирами ко­ раблей назначались капитаны тралфлота, командирами корабельных боевых

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz