XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 1: От Муррайрыбы к Севрыбе (1920-1970-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 343 с. : ил., портр., факс.
XX век. СЕВРЫБА. Том I. ОТ МУРРАЙРЫБЫ К СЕВРЫБЕ (І920-І970-е годы) Индустриализация 1930-х годов Осенью 1930 года ГПУ (Государственное политическое управление при НКВД РСФСР, ранее - ВЧК) сообщает, что вредительская организация в пищевой промышленности полностью раскрыта, а ее главари расстреля ны. В Мурманске после арестов ведущих специалистов Севгосрыбтрест был ликвидирован. На его базе возникают две организации: Мурманский государ ственный рыбопромышленный трест (Мургосрыбтрест) и Северный траловый трест (Севтралтрест). Первому поручается облов рыбы в прибрежной полосе Баренцева моря, второй должен был развивать траловый промысел в откры том море. Нужны специалисты, которые бы возглавили ответственные руко водящие посты в новых трестах, управленцы новой формации - знающие и способные добиться желаемого любой ценой. В Москве меняется власть: блок Троцкого почти разгромлен, Сталин становится единоличным лидером партии и государства. «Мы отстали от пе редовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут», - изрек вождь 4 февраля 1931 года на первой Всесоюзной конференции работников социалистической промыш ленности. Был взят курс на форсированную индустриализацию страны. Итак, расформирован Севгосрыбтрест, часть управленцев которого расстреляна, а другая часть сослана в трудовые лагеря. В Мурманский рыб ный порт прибывают закупленные за рубежом траулеры: «Ленин», «Комин терн», «Профинтерн», «Сталин», «Баклан»... Ленинградские заводы получа ют заказ на строительство океанских траулеров, на которые устанавливаются отечественные двигатели, котлы и все вспомогательные механизмы и обору дование. Одновременно в заводских эллингах находится 38 судов. «Первые два траулера были сданы заказчику в ноябре и вторые два - в декабре 1931 года. В следующем году верфь сдала 9 судов и в 1933 году - 12. Всего в Мурманск поступило 25 траулеров первой серии»*, - пишет ка питан С. Д. Копытов. Эти новые, более мощные суда оснащались уловистыми тралами собственной конструкции, радиоустановками. Требовались новые специалисты, качественные изменения в организации самого процесса ра боты. Нужны были квалифицированные кадры, взрастить которые на месте не было ни времени, ни возможности. Комплектование команд случайными людьми, приехавшими на Север лишь ради заработка, как тогда говорили - «за длинным рублем», ведет к большой текучести кадров. В Поморье, как и везде, раскулачивают зажиточные семьи, экспроприи руют имущество и корабли. Потомственные поморские мореходы, покинув свои дома и семьи, едут в город. Многие из них нанимаются в Мурманске на флот. Но кадров плавсостава все равно катастрофически не хватает. По всей стране идет вербовка выпускников мореходных училищ и техникумов. Капи тан Н. Л. Бибиков вспоминал, что все выпускники Херсонского морского тех- Газета «Рыбный Мурман» (№ 77-78 1960 года).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz