XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 1: От Муррайрыбы к Севрыбе (1920-1970-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 343 с. : ил., портр., факс.

Часть первая. Глава I. Первые 10 лет советской власти давать же рыбную флотилию Мурманску! А тут как обухом по голове: создать единый с мурманцами Севгосрыбтрест с конторой в Ленинграде. Ну и ладно, ну и пусть: плетью обуха не перешибешь. Зато хоть не обидно и не надо Мур­ манску возвращать долги. А там еще посмотрим, кто кого... Вот так, наверное, думали-гадали управленцы Архобластьрыбы-обл- госрыбпрома перед очередной навигацией 1924 года. И пришла пора расска­ зать о самом Севгосрыбтресте, повнимательнее приглядеться к его руково­ дителям. С 1924 года число траулеров увеличилось с 12 до 15, возросло коли­ чество рейсов, выросли уловы. Но, несмотря на это, группа специалистов, ссылаясь на высокую себестоимость и невысокое качество тралфлотовской продукции, считала, что вообще нет смысла тратить деньги на дальнейшее развитие отечественного тралового промысла, а лучше покупать рыбу в Нор­ вегии, где пуд трески стоил 50 копеек. Пуд же тралфлотовской трески перво­ начально стоил на порядок выше - 5 рублей. К концу 1925 года, с переводом траулеров в Мурманск, тралфлот на­ считывал 17 промысловых единиц и заметно набирал темпы работы. Если за 1924 год траулеры сделали 88 рейсов, то в 1925-м - 138. Так что на вто­ рую половину 1920-х годов перед Севгосрыбтрестом и его председателем И. А. Мурашевым стояли две задачи: повысить производительность труда и построить в Кольском заливе тралбазу. Мурманск, в котором к середине 1920-х годов было около восьми ты­ сяч жителей и электроэнергии едва хватало на освещение, переживал второе рождение. При впадении в залив Варничного ручья началось строительство причалов, посолочного рыбозавода, складов. Переведенные из Александров- ска мехмастерские дали начало Мурманской судоверфи. Траловая база соз­ давалась ценой величайших усилий. Так или иначе, но район так называемой «гражданской пристани» довольно быстро рос и застраивался. 15 августа 1928 года Мурманская контора Севгосрыбтреста была ликвидирована. Отпала надобность деления рыбной отрасли Севера на две части - Мурманскую и Архангельскую, так как правление Севгосрыбтреста было переведено из Ленинграда в Мурманск и напрямую занялось работой входивших в трест двух мурманских контор: промфлота, который ловил рыбу, и конторы траловой базы, в функции которой входили операции по выгрузке, обработке и затариванию рыбы. В Кольском заливе шли землечерпательные работы, углублялись под­ ходы к причалам, строились новые пирсы, склады, железнодорожные пути к причалам... В 1929 году вступил в строй фильтровочный завод, рядом с первым деревянным корпусом посолочного склада строился холодильник. Доживал последние дни «Юпитер» - так называлась баржа, на борту которой вырабатывали рыбную муку. Началось строительство мощного по тем вре­ менам консервного завода. В 1927-1928 годах вся рыбная промышленность Мурманска состояла из тралбазы, судоверфи, механической мастерской и электростанции, которые обслуживали около 500 рабочих. Но можно сказать и иначе: к концу 1920-х годов свыше пятисот специалистов - судоремонтни­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz