XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 1: От Муррайрыбы к Севрыбе (1920-1970-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 343 с. : ил., портр., факс.

XX век. СЕВРЫБА. Том I. ОТ МУРРАЙРЫБЫ К СЕВРЫБЕ (І920-І970-е годы, Строительство тралбазы Севгосрыбтреста Создание Севгосрыбтреста позволило перевести траловую флоти­ лию из Северной Двины в Кольский залив и начать интенсивные работы по строительству в Мурманске тралбазы для обслуживания рыболовных судов. В истории рыбной отрасли Севера этот шаг объясняется в первую очередь необходимостью приблизить флот к местам основного лова и возможностью круглогодичной навигации. Действительно, первые годы тралфлот работал сезонно. Суда вы­ ходили из Архангельска на промысел лишь после того, как Горло Белого моря очищалось ото льда, то есть не раньше конца апреля. Поздней осе­ нью все траулеры собирались на зимовку в устье Двины. Большая часть моряков разъезжалась: кто в деревню, к родным, кто искать другую работу на стороне. К весне команды возвращались на свои корабли. Нерациональ­ ность такой организации работы флота, который мог вести круглогодичный промысел в незамерзающем Баренцевом море, видели все и понимали, что флоту нужна база на Мурманском побережье, омываемом теплыми водами Гольфстрима. Но одно дело видеть и понимать, и совсем другое - принять принципиальное решение и начать действовать. Эту задачу и предстояло решить руководителю образованного весной 1924 года Севгосрыбтреста И. А. Мурашеву. Иван Александрович хорошо знал положение дел в Архобластьрыбе и был сторонником перевода главной базы флота из Архангельска в Мурманск. Надо думать, что он отчетливо понимал не только объективные причины для этого, но и причины, если можно так сказать, субъективные. Здесь и некая за­ носчивость архангелогородских властей, не желавших видеть во вчерашнем уездном Мурмане равного партнера. И обиды мурманчан на высокомерного соседа, который, как собака на сене, не желал отдавать на Мурман трало­ вую флотилию, но при этом и сам не мог в полной мере развивать траловый промысел. Во-первых, Белое море и Северная Двина на зиму замерзали, так что лов мог быть только сезонным; во-вторых, основные рыбные банки нахо­ дились на Мурманском побережье, куда траулерам ходу было минимум двое суток, и то при благоприятной погоде. Учитывая дефицит топочного угля и ма­ лую автономность траулеров, такая «рыбалка» становилась бессмысленной. С каких только сторон ни рассматривали в Архобластьрыбе создавшу­ юся ситуацию! И так крутили, и эдак... Да, у нас есть кадры, есть свои, пусть не очень опытные, но капитаны-промысловики и тралмейстеры - в Мурманске таких нет. Да, у нас есть мореходные классы, есть наработанное столетиями судоводительское и кораблестроительное мастерство. У нас обжитый край, родная земля, а Мурман гол как сокол, а в самом Мурманске одни авантюри­ сты да беглые воры и каторжане. Что же делать? Создать в Териберке или Порчнихе временный порт, тралбазу? Но ведь это территория уже не нашего Александровского уезда, а самостоятельной Мурманской области. Но не от­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz