XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 1: От Муррайрыбы к Севрыбе (1920-1970-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 343 с. : ил., портр., факс.
XX век. СЕВРЫБА. Том I. ОТ МУРРАЙРЫБЫ К СЕВРЫБЕ (І920-І970-е годы, Строительство тралбазы Севгосрыбтреста Создание Севгосрыбтреста позволило перевести траловую флоти лию из Северной Двины в Кольский залив и начать интенсивные работы по строительству в Мурманске тралбазы для обслуживания рыболовных судов. В истории рыбной отрасли Севера этот шаг объясняется в первую очередь необходимостью приблизить флот к местам основного лова и возможностью круглогодичной навигации. Действительно, первые годы тралфлот работал сезонно. Суда вы ходили из Архангельска на промысел лишь после того, как Горло Белого моря очищалось ото льда, то есть не раньше конца апреля. Поздней осе нью все траулеры собирались на зимовку в устье Двины. Большая часть моряков разъезжалась: кто в деревню, к родным, кто искать другую работу на стороне. К весне команды возвращались на свои корабли. Нерациональ ность такой организации работы флота, который мог вести круглогодичный промысел в незамерзающем Баренцевом море, видели все и понимали, что флоту нужна база на Мурманском побережье, омываемом теплыми водами Гольфстрима. Но одно дело видеть и понимать, и совсем другое - принять принципиальное решение и начать действовать. Эту задачу и предстояло решить руководителю образованного весной 1924 года Севгосрыбтреста И. А. Мурашеву. Иван Александрович хорошо знал положение дел в Архобластьрыбе и был сторонником перевода главной базы флота из Архангельска в Мурманск. Надо думать, что он отчетливо понимал не только объективные причины для этого, но и причины, если можно так сказать, субъективные. Здесь и некая за носчивость архангелогородских властей, не желавших видеть во вчерашнем уездном Мурмане равного партнера. И обиды мурманчан на высокомерного соседа, который, как собака на сене, не желал отдавать на Мурман трало вую флотилию, но при этом и сам не мог в полной мере развивать траловый промысел. Во-первых, Белое море и Северная Двина на зиму замерзали, так что лов мог быть только сезонным; во-вторых, основные рыбные банки нахо дились на Мурманском побережье, куда траулерам ходу было минимум двое суток, и то при благоприятной погоде. Учитывая дефицит топочного угля и ма лую автономность траулеров, такая «рыбалка» становилась бессмысленной. С каких только сторон ни рассматривали в Архобластьрыбе создавшу юся ситуацию! И так крутили, и эдак... Да, у нас есть кадры, есть свои, пусть не очень опытные, но капитаны-промысловики и тралмейстеры - в Мурманске таких нет. Да, у нас есть мореходные классы, есть наработанное столетиями судоводительское и кораблестроительное мастерство. У нас обжитый край, родная земля, а Мурман гол как сокол, а в самом Мурманске одни авантюри сты да беглые воры и каторжане. Что же делать? Создать в Териберке или Порчнихе временный порт, тралбазу? Но ведь это территория уже не нашего Александровского уезда, а самостоятельной Мурманской области. Но не от
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz