XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 1: От Муррайрыбы к Севрыбе (1920-1970-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 343 с. : ил., портр., факс.

Часть вторая. Глава III. Регионы КАНДАЛАКША Этот город во многом обязан своим разви­ тием «Желрыбе» - одному из отделов Мурманской железной дороги. Дороги, которую в 1920-е годы рассматривали как мощный транспортно-промыш­ ленный рычаг для оживления экономики всего Ка- рело-Мурманского края. Однако основная деятель­ ность, то есть перевозимые по дороге грузы, не по­ крывали затраченных средств. И чтобы достроить магистраль, чтобы выйти из долгового тупика, ру­ ководству надо было превратить железную дорогу в своеобразный комбинат по освоению природных богатств региона. Одним из подспорий для этого стали рыбные промыслы. Значение белковых рыбных продуктов для населения страны, соб­ ственная потребность в рыбе для снабжения рабочих и служащих как на до­ роге, так и на лесозаготовках и достройке, важность развития рыбных и хо­ лодильных перевозок - все это заставило правление Мурманской железной дороги принять активное участие в развитии рыбной отрасли Севера. Именно этой работой и руководил отдел дороги под названием «Желрыба». Во-первых, Желрыба закупала продукцию у рыбаков, поддерживая тем самым прибрежный кустарный лов; во-вторых, в обмен на продукты про­ мысла она снабжала рыбаков продовольствием, инвентарем, орудиями лова, строила промысловые фактории, суда и даже консервные заводы; в-третьих, Желрыба вела чисто коммерческие операции, привлекая кредиты и увели­ чивая оборотные средства. Все эти усилия в скором времени дали положи­ тельный результат. В 1925 году в Кандалакше был построен рыбоконсервный завод, увеличен грузооборот дороги и морского порта. В тридцатые годы, с возведением Беломорканала, главным перева­ ливаемым через Кандалакшу грузом стала соль, потребность в которой для развивающейся рыбной промышленности Мурмана возросла. Для этой цели был построен соляной причал для переработки идущей с Нижней Волги (Баскунчак) продукции. За год порт перегружал и отправлял в Мурманск до 30 тыс. тонн соли. Напомним нашим читателям, что в мае 1938 года Кандалакшский рай­ он был присоединен к образованной Мурманской области. -' 317 С марта 1925 года ведет свое летоисчисление Кандалакшский кон­ сервный завод - детище колонизационного отдела Мурманской железной до­ роги. Его построили у впадения реки Нива в залив. На заводе выпускали три вида консервов из сельди. А летом 1927 года Желрыба начала строить на ме­ сте сгоревших деревянных бараков новый завод, уже из кирпича, в два этажа: на первом должен был находиться цех разделки рыбы, закаточные установки

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz