XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 1: От Муррайрыбы к Севрыбе (1920-1970-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 343 с. : ил., портр., факс.

Часть вторая. Глава II. Береговые предприятия Уже на следующий, 1928 год, в Мурманске создается тралово-таке- лажная мастерская, для работы в которой были переведены архангелогород­ ские сетевязы. Мастерская расположилась на втором этаже в здании на 2-м причале тралбазы. - 22 ноября 1933 года тралово-такелажная мастерская тралфло­ та рапортовала о выполнении годового задания, - сообщает в своей книге И. Ф. Нецветаев. - Кроме того, изготовлено сельдяных орудий лова (запор­ ные, тягловые, поддонные невода и дрифтерные сети) на 197755 рублей. Всего годовой план выполнен на 109,1 %. В мастерской работали 187 че­ ловек*. Для такелажного цеха и бытовых помещений было построено новое здание. Перед войной в мастерской работало около 370 человек, в день изго­ товлялось 4 -6 тралов. В дальнейшие годы работы в прифронтовом Мурман­ ске мастерская постоянно переезжала с места на место: в июне 1942 года после бомбежки помещение сгорело и коллектив три месяца работал в крас­ ном уголке строителей. Затем мастерскую перевели на лыжную базу - там из­ готовляли маркировочные сети из неводной дели, на сети нашивали цветную марлю. В апреле 1943 года под такелажную мастерскую выделили два барака на улице К. Маркса. В одном бараке жили рабочие, другой был цехом, в кото­ ром работало 50 человек. В 1944 году специальная мастерская Северного флота расформиро­ вывается и создается тралово-такелажная мастерская МТФ. Она переезжает на второй этаж северного крыла ДМО, где работает около 70 человек, которые вязали траловые части и сшивали тралы. В сутки делали по 2 -3 трала. 6 июня 1944 года мастерскую перевели в бывшее общежитие мортехни- кума. Это здание было разрушено авиабомбой и частично сгорело. Силами ра­ ботников мастерской оно было восстановлено и оборудовано для работы... ** В 1950 году тралово-такелажная мастерская освоила машинную вязку тралов. Вскоре, в связи с созданием сельдяного флота и увеличением объ­ ема работ, мастерская была выведена из подчинения тралового флота и пе­ редана в транспортно-складскую контору. Если говорить о Мурмансельди, то ее траулеры-логгеры в немалой степени обеспечивались промснаряжением в сетевязальных мастерских, доставшихся молодому флоту «в наследство» от запорного хозяйства в Тюва-Губе. Номенклатура выпускаемых там орудий лова была довольно большая. Прибрежный флот получал все виды пром- снаряжения в сетевязальных мастерских Териберки, Порт-Владимира, Умбы, Кандалакши. Услугами мурманских сетевязов пользовались Архангельский и Карельский флоты. Деревянное здание в пер. Русанова (за средней мореходкой) было насквозь пропитано смолой от перерабатываемых сетематериалов и кана­ тов. В мастерских преобладал ручной труд. Все операции по изготовлению, транспортировке материалов и готовых изделий выполнялись вручную, «на * И. Ф. Нецветаев. Этапы развития рыбной промышленности Севера. Ротапринтное издание, Мурманск, 1992. ** Там же.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz