XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 1: От Муррайрыбы к Севрыбе (1920-1970-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 343 с. : ил., портр., факс.

Часть вторая. Глава II. Береговые предприятия дором, который заканчивался дверями с литерами «Ж» и «М» - такие дома считались «элитными», так как во многих других все удобства были на улице. Во всяком случае, именно такими домами был застроен Жилстрой, один из самых старых мурманских микрорайонов. Через несколько лет, в январе 1932 года, Ленинградский обком ВКП (б )- Мурманский округ входил в состав Ленинградской области - предложил Севсо- юзрыбе для улучшения жилищных условий рыбаков изготовить 100 стандарт­ ных домов. Почему это предложение осталось лишь на бумаге - сейчас сказать трудно, хотя правительство деньги на жилье выделяло немалые. Вспомним о ДМО (ныне офисное здание) на Шмидта, 43, - гостинице с бассейном и ресто­ раном, кинозалом и магазином... И это в 1930-е годы! Вспомним и о гордости Мурманска - «капитанских» каменных домах-высотках на нынешнем проспекте Ленина. Ну а рядовой плавсостав тралфлота ударным трудом в море зарабаты­ вал деньги и имел возможность хозспособом строить себе дома на Жилстрое. В рыбном порту расширялись причальные линии, возводились корпу­ са судоремонтных и рыбообрабатывающих заводов. Мурманск можно было отнести к единой ударной стройке. Кто строил? В первую очередь, трест «Мурманпищестрой», который в 1939 году был переименован в «Мурманрыб­ строй». Этот трест то подчинялся «Мурманрыбе», то входил в администра­ тивно-хозяйственное подчинение «Наркомрыбпрома» СССР. Силами треста и были построены основные объекты рыбного порта, рыбокомбината, судо­ верфи. Этот же трест построил большинство довоенного жилого (деревянно­ го и каменного) фонда города, множество объектов социального назначения. С началом Великой Отечественной войны Облстройтрест и Мурманрыбстрой были объединены в специализированную организацию «Оборонстрой», кото­ рая насчитывала в своих рядах 600 человек. Осенью 1944 года, вернувшись из эвакуации, в городе работают три основные строительные организации: трест «Мурманрыбстрой», трест «Мур- манскстрой» и СУ-2 железной дороги. В начале 1945 года как объединение восстанавливается «Мурманрыба», которая подчинялась Главному управ­ лению рыбной промышленности Северного бассейна «Главсеврыбпром». В состав Мурманрыбы входило 38 предприятий и флотов. Кроме того, в Мур­ манске действовали различные «рыбные» предприятия, проходящие по дру­ гим ведомствам (Главкам) Наркомпрома. В их числе был и Мурманрыбстрой. Первоначально как стройконтора в составе Севгосрыбтреста, затем гострест «Мурманпищестрой», в послевоенное время самостоятельный стройтрест - Мурманрыбстрой восстанавливал разрушенный город. С 1954 года это Мур­ манский союзный специализированный трест по строительству предприятий рыбной промышленности. С 1957 года трест «Мурманрыбстрой» был передан в подчинение Управлению строительства и промышленности стройматериалов Мурманского Совнархоза. С упразднением совнархозов Главк «Севрыба» пе­ редал по балансу на 1 января 1963 года трест «Мурманрыбпромстрой» (был выделен из состава «Мурманрыбстроя» в 1961 году) Главному управлению по строительству г. Мурманска «Главмурманскстрой»... Вот такая на первый взгляд несколько запутанная структурная чехарда.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz