XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 1: От Муррайрыбы к Севрыбе (1920-1970-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 343 с. : ил., портр., факс.

XX век. СЕВРЫБА. Том I. ОТ МУРРАЙРЫБЫ К СЕВРЫБЕ (І920-І970-е годы; РТ «Большевик» и РТ «Ленин» у причалов Н а рейде тралбазы в Мурманске Мурманского порта Масштабные планы намечались на 1940-е годы: - механизировать угольную базу порта, - расширить и удлинить причалы Тювагубской базы, - реконструировать паропроводное и электрохозяйство, - построить жилье, авторемонтные мастерские, новое здание управ­ ления, клуб для работников порта на 700-800 мест... В канун Великой Отечественной войны в порту базировались более 70 траулеров, 3 рефрижератора, много мелких промысловых и вспомогательных судов. Годовой оборот достиг 600 тысяч тонн. Весь этот береговой производ­ ственный комплекс пришлось перестраивать на военный лад. Кто же был первым начальником рыбного порта треста «Мурманры­ ба»? Столь авторитетные издания, как пятитомная «Кольская энциклопедия» и книга «История Мурманского морского рыбного пор­ та (1934-1995 год)», говорят, что им стал МАРКЕЛОВ Михаил Иванович. Да, он больше других подходил, чтобы возглавить новое предприятие: в 1932 году Маркелов - начальник траловой базы Мургосрыбтре- ста, до этого был заместителем начальника торгового порта. Однако некоторые источники на первое место в списке первых начальников рыбного порта ставят других людей. Почему? Вот что пишет архангелого- родский тралфлотовский капитан, историк и писатель В. П. Лупачев: - В 1933 году в Мурманск планировалась по­ ездка И. В. Сталина. Маркелов по заданию С. М. Кирова готовил судно для осмотра руководителями страны Кольского залива, укомплекто­ вал это судно соответствующим экипажем. После проведенных мероприя­ тий его по рекомендации Кирова направили учиться в академию*. * В. П. Лупачев. Архангельский траловый флот (двухтомник). Архангельск, 2020.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz