XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 1: От Муррайрыбы к Севрыбе (1920-1970-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 343 с. : ил., портр., факс.

XX век. СЕВРЫБА. Том I. ОТ МУРРАЙРЫБЫ К СЕВРЫБЕ (І920-І970-е годы; работать круглосуточно. Цементом, лесом, железом и прочими строительны­ ми материалами база была обеспечена. К концу 1926 года завершили сооружение причальной линии для од­ новременной обработки пяти траулеров. Вместе с причалами (по соседству с ними) строились цеха и склады для посолки 240 тысяч пудов (около 4 тысяч тонн) рыбы, хранения 12 тысяч пудов соли, амбар для разделки рыбы и другие подсобные помещения. К причалам и рыбоперерабатывающим цехам трал­ базы подводился железнодорожный подъездной путь длиной в 1225 метров. Кроме хозяйственных зданий, были возведены двух- и трехэтажные жилые дома, построена соединительная эстакада производственного назначения. Строительство первой очереди порта было завершено к июню 1927 года. Протяженность причалов составила 110 погонных метров. 7 ноября у мыса Варничного состоялось торжественное открытие тралбазы. За первые 12 месяцев, принимая промысловые суда ежесуточно, портовики переработа­ ли около 18 тысяч тонн рыбной продукции. В то время разгрузочные бригады формировались из случайных лю­ дей в день прихода судна в порт. Все погрузочно-разгрузочные работы, вну- трипортовые транспортные операции велись вручную с помощью гужевого транспорта. Орудиями труда портовиков были тачки, корзины, лопаты, ломы, кирки. Тралбазе передали мотоботы, баржи, пароходы, которые использова­ лись на приемке рыбы с траулеров. 15 августа 1928 года Мурманская контора Севгосрыбтреста была раз­ делена на две части: контора промфлота (операции по вылову рыбы до мо­ мента сдачи улова на берег) и контора траловой базы, в функции которой входили операции по выгрузке, обработке и затариванию рыбы. Последняя была как бы прообразом будущего управления рыбным портом. Так что, по большому счету, Мурманский морской рыбный порт мог бы вести свое лето- исчисление если не с осени 1926 года, когда были забиты первые сваи прича­ лов у Варничного мыса, то с 15 августа 1928 года... К началу 1930-х стояла задача создания высокомеханизированной береговой базы, которая могла обслуживать растущий траловый флот. Под контроль брались вопросы обеспечения рыбного порта вагонетками, транс­ портерами, электролебедками, средствами транспорта. Необходимо было расширить береговую причальную линию, построить электростанцию, подъ­ ездные железнодорожные пути, новые пирсы... В 1932 году порт получил пер­ вый буксир с символичным названием «Тралбаза». В соответствии с планом развития Мурманска строительство рыбно­ го порта было отнесено к ударным стройкам в части снабжения кредитами, стройматериалами, оборудованием и рабочей силой. Здесь велись работы по дноуглублению, планировалось ввести в строй новую причальную линию, другие береговые сооружения. В декабре 1933 года был создан трест «Мур­ манрыба». Непосредственной задачей этого единого для рыбной отрасли Севера треста было укрепление технического руководства, расширение са­ мостоятельности входящих в него предприятий, сокращение управленческих расходов. Дальнейшие изменения в структуре треста привели к созданию на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz