XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 1: От Муррайрыбы к Севрыбе (1920-1970-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 343 с. : ил., портр., факс.
XX век. СЕВРЫБА. Том I. ОТ МУРРАЙРЫБЫ К СЕВРЫБЕ (І920-І970-е годы; работать круглосуточно. Цементом, лесом, железом и прочими строительны ми материалами база была обеспечена. К концу 1926 года завершили сооружение причальной линии для од новременной обработки пяти траулеров. Вместе с причалами (по соседству с ними) строились цеха и склады для посолки 240 тысяч пудов (около 4 тысяч тонн) рыбы, хранения 12 тысяч пудов соли, амбар для разделки рыбы и другие подсобные помещения. К причалам и рыбоперерабатывающим цехам трал базы подводился железнодорожный подъездной путь длиной в 1225 метров. Кроме хозяйственных зданий, были возведены двух- и трехэтажные жилые дома, построена соединительная эстакада производственного назначения. Строительство первой очереди порта было завершено к июню 1927 года. Протяженность причалов составила 110 погонных метров. 7 ноября у мыса Варничного состоялось торжественное открытие тралбазы. За первые 12 месяцев, принимая промысловые суда ежесуточно, портовики переработа ли около 18 тысяч тонн рыбной продукции. В то время разгрузочные бригады формировались из случайных лю дей в день прихода судна в порт. Все погрузочно-разгрузочные работы, вну- трипортовые транспортные операции велись вручную с помощью гужевого транспорта. Орудиями труда портовиков были тачки, корзины, лопаты, ломы, кирки. Тралбазе передали мотоботы, баржи, пароходы, которые использова лись на приемке рыбы с траулеров. 15 августа 1928 года Мурманская контора Севгосрыбтреста была раз делена на две части: контора промфлота (операции по вылову рыбы до мо мента сдачи улова на берег) и контора траловой базы, в функции которой входили операции по выгрузке, обработке и затариванию рыбы. Последняя была как бы прообразом будущего управления рыбным портом. Так что, по большому счету, Мурманский морской рыбный порт мог бы вести свое лето- исчисление если не с осени 1926 года, когда были забиты первые сваи прича лов у Варничного мыса, то с 15 августа 1928 года... К началу 1930-х стояла задача создания высокомеханизированной береговой базы, которая могла обслуживать растущий траловый флот. Под контроль брались вопросы обеспечения рыбного порта вагонетками, транс портерами, электролебедками, средствами транспорта. Необходимо было расширить береговую причальную линию, построить электростанцию, подъ ездные железнодорожные пути, новые пирсы... В 1932 году порт получил пер вый буксир с символичным названием «Тралбаза». В соответствии с планом развития Мурманска строительство рыбно го порта было отнесено к ударным стройкам в части снабжения кредитами, стройматериалами, оборудованием и рабочей силой. Здесь велись работы по дноуглублению, планировалось ввести в строй новую причальную линию, другие береговые сооружения. В декабре 1933 года был создан трест «Мур манрыба». Непосредственной задачей этого единого для рыбной отрасли Севера треста было укрепление технического руководства, расширение са мостоятельности входящих в него предприятий, сокращение управленческих расходов. Дальнейшие изменения в структуре треста привели к созданию на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz