XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 1: От Муррайрыбы к Севрыбе (1920-1970-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 343 с. : ил., портр., факс.

Часть вторая. Глава II. Береговые предприятия РЫБНЫЙ ПОРТ' В 1922 году был создан первый эскиз­ ный проект Мурманской рыбачьей гавани. Предполагалось, что в эту гавань-порт будет поступать рыба прибрежных и дальних (мор­ ских) промыслов, а также добыча зверобоев во время весенних ледовых кампаний. Гавань представлялась в виде аквато­ рии, прикрытой одним длинным защитным мо­ лом и имеющей развитую при посредстве вы­ ступов причальную линию. Водная площадь гавани должна была составить около 15 ООО квадратных саженей. В ней могло бы укрыться до 250 маломерных судов одновременно. У каждого причала предусматривалось складское двухэтажное помещение, снабжен­ ное навесом и служащее для приема рыбы, ее хранения и обработки. В юж­ ной части гавани проектировалась набережная с торговым причалом. В се­ верной части должна была разместиться ремонтная база. Для зимнего лова 1923-1924 годов на Мурмане был оставлен один траулер. В зиму 1924-1925 годов из Кольского залива уходили на круглого­ дичный промысел 6, а на следующую зиму - 12 траулеров. Несмотря на то что в Мурманске тралбаза только строилась и суда подолгу задерживались под выгрузкой и снабжением, - полную выгоду базирования на Мурманск призна­ ли все. Особенно довольны были промысловики: от Мурманска рукой подать до богатых районов промысла, море здесь никогда не замерзает, а главное - на Мурмане заработки всегда были выше. Следует отметить, что решение о строительстве Мурманской тралба- зы обсуждалось и принималось на различных уровнях власти. Все понимали, что это принципиально важное решение, в значительной степени судьбонос­ ное в целом для региона. И в июне 1925 года ВСНХ СССР - Высший совет народного хозяйства страны - принял постановление о начале строительства траловой базы в Мурманске. Осенью 1926 года рабочие мурманской конторы «Севгосрыбтреста» забили первые сваи причалов у Варничного мыса. Газета «Полярная правда» подчеркивала всенародный характер этой стройки. Для возведения в Мур­ манске новых причалов, складов, рыбоперерабатывающих и судоремонтных цехов будущего порта, рыбокомбината, судоверфи прибыли квалифициро­ ванные специалисты из Ленинграда. Основной рабочей силой - грабарями, землекопами, плотниками, свайщиками - были крестьяне Архангельской, Во­ логодской, Олонецкой и других губерний страны. Полярный день позволял * В рассказе о Мурманском морском рыбном порте и его первых руководителях использована информация с сайта http://mmrp.ru/ и из книги «История Мурманского морского рыбного порта» (1934-1995 год) М. И. Сухарева, Т. Н. Николаевич, В. В. Кускова. (Мурманск, 1996).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz