XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 1: От Муррайрыбы к Севрыбе (1920-1970-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 343 с. : ил., портр., факс.

Часть вторая. Глава II. Береговые предприятия ты велись круглосуточно, аккордно, без чертежей и смет: руководствова­ лись устными указаниями командования Северного флота. По окончании переоборудования, после испытаний, которые прошли успешно, траулеры вновь разоборудовали, оставив на них только ту часть спецсредств, ко­ торая не мешала промыслу. Снятые части в качестве мобилизационного запаса положили на хранение в склад судоверфи*. В годы Великой Отечественной войны генеральным заказчиком вер­ фи стал Северный флот. Ремонт военных кораблей - аварийный, текущий, навигационный - был главной задачей предприятия. Другим крупнейшим за­ казчиком стала 14-я армия - основное сухопутное вооруженное формирова­ ние, действовавшее на Мурмане. Трудовой распорядок на судоверфи корен­ ным образом изменился. Введена была двухсменная круглосуточная работа. 30 июня 1941 года сдан по акту первый РТ, ставший боевым кораблем... В условиях постоянных бомбежек на верфи переоборудовались и во­ оружались мобилизованные суда, было отремонтировано 150 боевых кораб­ лей СФ; изготавливались минометы и минометные мины, ручные гранаты; вы­ полнялись другие оборонные заказы. Сотни судоремонтников ушли на фронт, несколько тысяч судоремонтников за ратную доблесть и самоотверженный труд награждены орденами и медалями, а электрослесарю Анатолию Бредо­ ву было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). В конце войны на Мурманской судоверфи достраиваются законсерви­ рованные перед войной корпуса мотоботов, флот рыболовецких колхозов по­ полняется новенькими удлиненными «касатками». Три десятка тралфлотов- ских рыболовных траулера погибли во фронтовом море, оставшиеся требо­ вали серьезного ремонта. Сильно изношенной и поврежденной была и сама Мурманская судоверфь, в корпуса которой в результате налетов вражеской авиации попало до 30 фугасных бомб. Не дожидаясь окончания войны, предприятие срочно восстанавлива­ лось. Во второй половине 1940-х годов не только заработали все цеха судо­ верфи, но и были введены в строй новые производственные мощности. Все эти работы делались ради основного: ремонта рыболовных судов и построй­ ки новых. По заданию А. И. Микояна подлеченная судоверфь в 1947 году приступила к проектированию и постройке среднего рыболовного траулера (логгера) собственной конструкции с мощностью двигателя 400 л. с. Судно предназначалось как для тралового, так и для дрифтерного лова (ставными сетями). Проект был разработан инициативной группой ИТР судоверфи. В кратчайшие сроки СРТ «Кораблестроитель» - именно так назвали траулер - сдали в эксплуатацию. В конце 1940-х он в качестве флагманского судна участвовал в специальной сельдяной экспедиции. Высокую оценку СРТ дал Ю. Ю. Марти: «Для меня теперь бесспорно, что суда нужно строить толь­ ко в Мурманске. Этот тип СРТ во много раз лучше немецких судов». Цельносварной мурманский «Кораблестроитель» стал прототипом большой серии СРТ, заказанных за границей. И на стапелях нашей судовер­ фи он не был единственным: вслед за СРТ-1 были построены СРТ-2, -3, -4. В. П. Семенов. Мурманская судоверфь: годы, люди, события. Мурманск, 2004

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz