XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 1: От Муррайрыбы к Севрыбе (1920-1970-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 343 с. : ил., портр., факс.
Часть вторая. Глава II. Береговые предприятия ты велись круглосуточно, аккордно, без чертежей и смет: руководствова лись устными указаниями командования Северного флота. По окончании переоборудования, после испытаний, которые прошли успешно, траулеры вновь разоборудовали, оставив на них только ту часть спецсредств, ко торая не мешала промыслу. Снятые части в качестве мобилизационного запаса положили на хранение в склад судоверфи*. В годы Великой Отечественной войны генеральным заказчиком вер фи стал Северный флот. Ремонт военных кораблей - аварийный, текущий, навигационный - был главной задачей предприятия. Другим крупнейшим за казчиком стала 14-я армия - основное сухопутное вооруженное формирова ние, действовавшее на Мурмане. Трудовой распорядок на судоверфи корен ным образом изменился. Введена была двухсменная круглосуточная работа. 30 июня 1941 года сдан по акту первый РТ, ставший боевым кораблем... В условиях постоянных бомбежек на верфи переоборудовались и во оружались мобилизованные суда, было отремонтировано 150 боевых кораб лей СФ; изготавливались минометы и минометные мины, ручные гранаты; вы полнялись другие оборонные заказы. Сотни судоремонтников ушли на фронт, несколько тысяч судоремонтников за ратную доблесть и самоотверженный труд награждены орденами и медалями, а электрослесарю Анатолию Бредо ву было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). В конце войны на Мурманской судоверфи достраиваются законсерви рованные перед войной корпуса мотоботов, флот рыболовецких колхозов по полняется новенькими удлиненными «касатками». Три десятка тралфлотов- ских рыболовных траулера погибли во фронтовом море, оставшиеся требо вали серьезного ремонта. Сильно изношенной и поврежденной была и сама Мурманская судоверфь, в корпуса которой в результате налетов вражеской авиации попало до 30 фугасных бомб. Не дожидаясь окончания войны, предприятие срочно восстанавлива лось. Во второй половине 1940-х годов не только заработали все цеха судо верфи, но и были введены в строй новые производственные мощности. Все эти работы делались ради основного: ремонта рыболовных судов и построй ки новых. По заданию А. И. Микояна подлеченная судоверфь в 1947 году приступила к проектированию и постройке среднего рыболовного траулера (логгера) собственной конструкции с мощностью двигателя 400 л. с. Судно предназначалось как для тралового, так и для дрифтерного лова (ставными сетями). Проект был разработан инициативной группой ИТР судоверфи. В кратчайшие сроки СРТ «Кораблестроитель» - именно так назвали траулер - сдали в эксплуатацию. В конце 1940-х он в качестве флагманского судна участвовал в специальной сельдяной экспедиции. Высокую оценку СРТ дал Ю. Ю. Марти: «Для меня теперь бесспорно, что суда нужно строить толь ко в Мурманске. Этот тип СРТ во много раз лучше немецких судов». Цельносварной мурманский «Кораблестроитель» стал прототипом большой серии СРТ, заказанных за границей. И на стапелях нашей судовер фи он не был единственным: вслед за СРТ-1 были построены СРТ-2, -3, -4. В. П. Семенов. Мурманская судоверфь: годы, люди, события. Мурманск, 2004
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz