XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 1: От Муррайрыбы к Севрыбе (1920-1970-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 343 с. : ил., портр., факс.

Часть вторая. Глава II. Береговые предприятия которое еще могло служить (мастерские станут цехом междурейсового ре­ монта нового предприятия). Был подписан договор на ремонт в IV квартале 13 боевых единиц Северной военной флотилии (три эсминца, три подлодки, три сторожевика, четыре тральщика). Да и Севтралтрест в конце 1933 года насчитывал уже больше 60 траулеров как иностранного, так и советского производства. Большому заводу предстояла большая работа*. В целях освобождения СРЗ от мелкого ремонта была организована плавмастерская на РТ «Окунь», подчиненная непосредственно управлению тралфлота. Вскоре эту мастерскую перенесли на берег, увеличили штат. После слияния Севтралтреста и Мургортреста в трест «Мурманрыба» с 1 января 1934 года СРЗ были переданы Торос-островские мастерские, ре­ монтировавшие колхозный флот. В августе этого же года подняли первый РТ по возведенному слипу. В новый хозяйственный 1935 год завод вступил с генеральным догово­ ром, заключенным с промфлотом Мурманрыбы. Этот договор внес должный порядок в работу судоремонтников, расписывал междурейсовый, увеличивал планово-предупредительный ремонт судов. Кроме тралфлота, ремонтиро­ вались суда управления береговых предприятий, конторы активного лова, управления рыбного порта. Руководители на местах и в Москве отчетливо понимали, что судоре­ монт должен быть сосредоточен в одних руках, а управлению тралфлота надо заниматься грамотной технической эксплуатацией флота. Как и в тралфлоте, на заводе ширилось стахановское движение. Были успехи, энтузиазм, но были и недостатки. В июне 1937 года директором СРЗ был назначен некто Иванов. Именно при нем (приказом Наркомпищепрома СССР от 23 июля) СРЗ был объединен с Мурманской судостроительной вер­ фью Главрыбы (верфью деревянного судостроения) в единое предприятие МССВ - Мурманскую судостроительную и судоремонтную верфь треста Мур­ манрыба ГУРП (Главного управления рыбной промышленности) Наркомпи­ щепрома СССР. Приказ подписал А. И. Микоян. В 1938 году на верфи были заложены первые 2 траулера (РТ-107 «Ми­ хаил Громов» спущен на воду в декабре 1939 года). Численность работников к июню 1941 года выросла до 2,7 тыс. человек. * Выписываю все эти цифры из архивных документов, и вдруг подумал: сколько же мурманчан работало в рыбной отрасли в первой половине 1930-х, если на 1 января 1933 года в городе насчитывалось всего 55 тыс. человек? На строительстве СРЗ - 960, на верфи деревянного судо­ строения свыше 500, плюс в мехмастерских Севтралтреста 600 человек... И это только в судоре­ монте более двух тысяч работников. Плюс экипажи шести десятков траулеров, а это тысячи две человек плавсостава. Плюс работники рыбзаводов, рыбного порта... Получается, что минимум где-то каждый восьмой мурманчанин работал в рыбной отрасли. А если вычесть из общего числа жителей детей и престарелых людей, то, наверное, каждый третий житель города напрямую был связан с рыбой, с морем. Да что там говорить - сам Мурманск получил развитие как город-порт, крупный портовый и рыбопромышленный центр. Но крупным ему еще предстоит стать, а в те годы Мурманскую автобусную линию обслуживали лишь две машины: одна принадлежала ком- мунотделу горсовета, а вторая - судоремонтному заводу. - Примечание автора-составитепя.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz