XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 1: От Муррайрыбы к Севрыбе (1920-1970-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 343 с. : ил., портр., факс.
XX век. СЕВРЫБА. Том I. ОТ МУРРАЙРЫБЫ К СЕВРЫБЕ (І920-І970-е годы) К 25 марта 1920 года Беломорское управление с утвержденной струк турой - «отдел административный, а также отделы финансово-счетный, снаб жения, заготовительный, технико-строительный, оперативный, научно-техниче ский»* - было создано. Так вот, в оперативном отделе был подотдел тралового лова, в ведение которого и передали 12 национализированных траулеров фир мы купца Беззубикова и местных кооператоров, которые год назад арендова ли эти тральщики у ФСЛО (Флотилии Северного Ледовитого океана). Обратим внимание: создается губернское управление рыбо-звериными промыслами в Беломорье и на Мурмане, но лишь подотдел одного из отделов данного управ ления ведает траловой флотилией. Что это, недооценка эффективности тра лового лова архангелогородцами? В какой-то мере да. Но не это главное. Ста раясь не обидеть наших соседей, скажем так: как там на далеком Мурмане зи муют одним росчерком пера национализированные тральщики - это еще надо проверить и при возможности вернуть флот в Архангельск. А вот собственное имущество из родовых становищ Мурманского берега надо забирать незамед лительно, потому что раздел территорий неизбежен и здесь главное не опоз дать, не оставить на чужом берегу даже старого карбаса... В Мурманске же о значении тралфлота думали совершенно иначе. Вот резолюция, то есть решение, принятое Первым Мурманским уездным съез дом Советов от 22 марта 1920 года. Этот стратегический документ и сегодня, через сто лет, поражает масштабом поставленных задач. Съезд, который про ходит в первые дни после изгнания с Севера белогвардейцев, по сути дела дает развернутую программу развития края на десятилетия вперед. И, как показала история - верную программу: - Максимум улова возможен только при условии снабжения рыбаков новейшими промысловыми судами. - Необходимо устроить на Мурмане эллинги для постройки судов, ботов и прочее, а также судоремонтных мастерских. - Приспособить пристань в Мурманске для приемки рыбных грузов. -Д л я холодного транспорта свежей рыбы вглубь Советской России необходимо оборудование вагонов-холодильников и ледников по станциям, а также судов-холодильников. - Принять меры к устройству консервных заводов и улучшению спо собов засола и обработки рыбы. - Создать траловый флот для использования океанских банок. - Построить бондарные заводы и бондарные мастерские. - Построить дома, столовые, общежития, пекарни для местных и приезжих рыбаков. - Организовать промыслово-научные станции. - Произвести статистико-экономическое обследование промыслов в текущую навигацию**. * Цитируется по книге «90 штормовых лет». С. 10 (Архангельск, 2010). ** Здесь и далее цитируется по сборнику документов и материалов в двух томах «Развитие рыб ной промышленности Мурманской области (1920-1985 гг.)». Т. 1. С. 30-31 (Мурманское книжное издательство, 1986).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz