XX век. Севрыба : [в 2 томах] . Т. 1: От Муррайрыбы к Севрыбе (1920-1970-е годы) / автор-составитель В. С. Георги. - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2022. - 343 с. : ил., портр., факс.

Часть вторая. Глава II. Береговые предприятия Рыбацкие кооперативы не вступали в судостроительную организацию, обхо­ дились пока своими силами. Не забудем, что в СССР по ту пору еще шел НЭП и артели побережья объединяться в колхозы не спешили. Со второй половины 1927 года на верфи отказались от услугА. П. Ку­ чина. Был избран и новый председатель правления товарищества - им стал бывший заместитель управляющего Севгосрыбтрестом Иван Афанасьевич Мохов. С присущей ему основательностью Мохов впрягся в дело. Он был убе­ жден, что центром судостроения должна стать именно мурманская верфь, поскольку природные преимущества ее расположения очевидны. Он первым заговорил о необходимости скорейшей стандартизации, чтобы можно было изготавливать отдельные части возводимых судов. Был убежден, что распы­ ление средств на мелкие верфи невыгодно и от кустарного судостроительства надо переходить к промышленному производству: сосредоточить средства, построить эллинг для подъема судов, осмотра и ремонта их подводной ча­ сти. Этот человек мыслил масштабно, по-государственному. Но распри между правлением товарищества и банком накалялись. А без финансирования, без денег что наработаешь? И 1928 год стал последним в судьбе товарищества промыслового судостроения, так сказать, первого созыва. За три года суще­ ствования им было построено 37 ёл, 13 ботов и небольшое количество другой мелкой «посуды». В 1929 году верфь деревянного судостроения была законсервирована. По акту инвентаризации верфь включала в себя 38-метровый эллинг-ангар, бревенчатое здание мехмастерских, жилой дом, кузницу, склад (из горбылей, крытый толем), колодец, уборную и навес «для локомобиля». Но уже в конце года имущество верфи передали Мурманскому интегралсоюзу, созданному специально для организационно-хозяйственного обслуживания коопериро­ ванного населения. Этот новый «союз», как мыслилось, полностью отвечал задачам массовой коллективизации рыбаков Мурмана. 1930 год руководители верфи начали совещанием о типах и размерах судов, которые надо строить для мурманских промыслов. И решили, что на­ шим рыбакам-прибрежникам нужны большие парусно-моторные боты тонна­ жем 10-15 тонн. Именно такими были боты типа «касатка», за основу которых было взято норвежское промысловое судно. Заложили первые 4 бота (боль­ ше в эллинг не помещалось). Летом Интегралсоюз прекратил свою деятель­ ность, его преемником ненадолго стал Мурманский рыбаксоюз. Вскоре верфь получила большой заказ от Ленинградского госторга на строительство зверобойных судов. Плюс к тому была поставлена задача обеспечить промысловыми ботами две тысячи переселенцев из семей ры­ баков. Так что заказами верфь была обеспечена, требовалось наращивать производство: строилась площадка для единовременной закладки 10 ботов, возводились новые причалы. Деньги на это были. Расширение территории верфи привело к тому, что она сомкнулась с территорией строительства СРЗ. Оставалось только объединить эти два предприятия... 1 января 1931 года верфь перешла в ведение Рыбосудостроя - ново­ го Всесоюзного государственного треста, созданного, чтобы объединить все

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz